Неторопливая разговорная картина о несвободе, в которой невозможно разделить документальное и придуманное.
Иранский режиссёр Джафар Панахи приезжает в деревню неподалёку от турецкой границы. Автору запрещено снимать кино, но по видеосвязи он руководит группой, которая работает над фильмом в ближайшем к границе турецком городе. По сюжету Бахтияр (Бахтияр Панджеи) и Зара (Мина Кавани) пытаются по поддельным паспортам уехать в Париж. Актёры играют сами себя. А в иранской деревне, где остановился Панахи, разворачивается другая история любви. Юные Солдуз (Амир Давари) и Гозаль (Дария Алеи) любят друг друга и хотят пожениться, но старейшины против, поскольку ещё при рождении девушка была обещана Якубу (Джавад Сияхи). Режиссёр пытается хотя бы не навредить двум парам.
Говоря о фильмах Джафара Панахи, невозможно обойти стороной личность автора. Постановщик является одним из самых титулованных кинематографистов в мире авторского кино. Панахи побеждал на фестивалях в Венеции, Берлине и Локарно, удостаивался «Золотой камеры» Канн за лучший дебют. Иранский режиссёр ещё в 2010 году был арестован за съёмки документального фильма о фальсификациях на выборах президента страны. Панахи запретили заниматься кино и посадили под домашний арест. Но в итоге режиссёр не перестал снимать фильмы, а начал тонко лавировать между запретами. В 2011-м у себя дома он создал картину «Это не фильм», которая по легенде доехала до Каннского фестиваля на флешке, спрятанной в торте. Спустя пару лет Панахи чуть осмелел и снял фильм «Закрытый занавес» на даче на берегу Каспийского моря. В 2015-м режиссёр сел за руль и колесил по улицам Тегерана в картине «Такси», которая победила на Берлинале. Спустя три года в «Трёх лицах» Панахи снова ведёт машину, но уже спокойно путешествует по стране.
«Без медведей» продолжает череду фильмов, которые режиссёр делает после запрета. Как только Панахи входит в кадр, он становится героем сюжета, частично придуманного, а частично опирающегося на фактуру. Например, непрофессиональные актёры могут играть сами себя и повторять ранее произошедшие с ними эпизоды.
Реэнактмент — вообще важная составляющая иранского кино. Один из самых известных фильмов национальной кинематографии, «Крупным планом» Аббаса Киаростами, рассказывает о мошеннике, который втёрся в доверие к богатому семейству и представлялся прославленным режиссёром Мохсеном Махмальбафом. В первой половине картины Киаростами просит афериста и обманутую семью повторить реальные события и даже снимает суд над обвиняемым, а во второй знакомит представлявшегося Махмальбафом с настоящим режиссёром. То есть Панахи не является первопроходцем гибридного кино на стыке документального и игрового даже в Иране, но автор добился потрясающих результатов в условиях крошечного бюджета и многочисленных ограничений.
Формально «Без медведей» состоит из двух историй любви. Одна развивается в иранской деревне, другая — в турецком городе. Два сюжета противопоставляются, но дополняют друг друга. В обоих случаях влюблённые не свободны и не могут быть вместе. В случае Солдуза и Гозаль мешают консервативные устои, которые никак не сочетаются с современностью. А Бахтияр и Зара не могут получить документы, чтобы вместе поехать в Париж. У женщины поддельный паспорт с французским именем готов, а у мужчины заветного удостоверения личности нет. Бахтияр и Зара бегут от иранского режима, поэтому даже в Турции паре находиться небезопасно. Панахи связывает две истории, переходя от наблюдателя к непосредственному участнику событий. Режиссёр из Тегерана в мягкой форме пытается вразумить деревенских старейшин, но к гостю никто не прислушивается. Традиции побеждают здравый смысл. Появление автора в кадре вносит ироничную интонацию и снижает градус трагедии, потому что иначе картина казалась бы и вовсе невыносимой и беспросветной. И конечно, это кино о кино, о влиянии камеры на окружающую действительность, о способности автора вмешиваться в реальность и последующей ответственности.
Панахи давно живёт в несвободе и с сочувствием относится к злоключениям влюблённых. В двух романтических историях просматриваются общие черты с судьбой режиссёра. Буквально на днях автор получил разрешение на пересечение границы, 14 лет Панахи не мог выезжать из Ирана. И все эти годы постановщик мягкой силой пытался бороться со средневековыми законами и едва ли понятными в европейском мире устоями.
Откуда в названии взялись медведи? Местных жителей пугают опасные дикие звери, которые якобы бродят в округе по ночам. Но один из деревенских стариков уверенно заявляет Панахи, что никаких медведей нет, это уловка властей и контрабандистов, чтобы никто лишний не совался на границу. Животное становится метафорой несвободы, надуманным ограничением, которое вселяет страх.
Премьера фильма состоялась в конкурсе Венецианского фестиваля. Картина удостоилась спецприза жюри. Режиссёра на показе не было, летом Панахи участвовал в протестах и оказался в тюрьме. Автор после обвинения не посещал европейские киносмотры уже больше 10 лет, но впервые премьеру своей картины постановщик встретил за решёткой. Панахи провёл за решёткой полгода и вышел на волю, только когда объявил голодовку. За свободу постановщика боролось всё киносообщество, а на показе фильма в Венеции кресло, на котором должен был бы сидеть автор, символично оставили пустым.
«Нет медведей» — минималистичное и разговорное кино о невозможности быть собой в недемократической стране. Власть вмешивается в личную жизнь иранцев, но немаловажную роль играет и население. Панахи не может понять, почему старейшины потворствуют первобытным законам и не пытаются осчастливить молодых. Режиссёр взывает к милосердию и наглядно показывает, к каким трагичным последствиям могут привести ограничительные меры как со стороны государства, так и на местном уровне. «Нет медведей» отталкивается от иранских реалий, но прекрасно будет понятно любым зрителям, кто не понаслышке знает, что такое репрессии и запреты.