Полнометражная картина о коричневом ушастике из детства.
Геннадий Петрович (Сергей Гармаш) – одинокий старичок, работающий садовником в парке-дендрарии. В перерывах мужчина играет в шахматы с другом Валерой (Фёдор Добронравов), которого постоянно обыгрывает. Своенравный характер стал причиной многих неудач: Гена не может наладить отношения с дочерью Таней (Полина Максимова), а на работе часто конфликтует с посетителями. Всё меняют погодные условия: циклон приносит не только множество апельсинов, но и пушистого зверька с большими ушами.
Впервые Чебурашка появился в 1966 году на страницах книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Книжный образ сильно отличается от привычного: на иллюстрациях Валерия Алфеевского герой напоминает белку с маленькими ушками и большим хвостом. Фирменный облик был создан Леонидом Шварцманом для советской анимации Романа Качанова. Милый зверёк – народный любимец: ушастику установлено множество памятников как в городах России, так и за ее пределами.
После успеха нового «Простоквашино» в 2018 году студия «Союзмультфильм» решила перезапустить классические серии: в конце 2020-го появилась короткометражка «Чебурашка. Секрет праздника», в 2021-м «Ну, погоди! Каникулы», а в 2022-м – сериал по «Умке». Проекты помогли вернуть популярность «золотой коллекции» студии, сохранив за создателями авторские права на персонажей.
«Чебурашка» – новая лента Дмитрия Дьяченко, выпущенная Yellow, Black and White и сервисом START. Выбор режиссёра не случайный: Дмитрий работал над трилогией «Последний богатырь», также построенной на осовременивании народных образов. По сюжету телевизионный обманщик Иван, притворяющийся белым магом, попадал в сказочное Белогорье, где вместе с Бабой-Ягой, Кощеем и Водяным боролся с тёмными силами.
Остался и сценарист трилогии Виталий Шляппо, принимавший участие в создании нового Чебурашки: необходимо было представить живого персонажа, способного взаимодействовать с окружающим миром, ведь ранние версии были неудачными. Дизайн героя неоднократно менялся: первоначальный вариант из тизера был раскритикован в социальных сетях.
Труд однозначно окупился: новый «Чебурашка» запомнится авантюрами обаятельного существа, постоянно оказывающегося в центре событий. Неловкость становится визитной карточкой героя: пытаясь найти общий язык с животными и Геной, малыш часто допускает ошибки, что создаёт комедию положений.
Однако если за образ ушастика создателей стоит похвалить, то остальные решения вызовут споры: картина имеет крайне мало общего с книгой и мультфильмами. Главной антагонисткой становится владелица фабрики шоколада «Радость моя» Римма (Елена Яковлева), мечтающая заполучить пушистика, понравившегося её внучке Сонечке. Полюбившийся образ Шапокляк был изменен до неузнаваемости: героиня надевает свой фирменный наряд лишь в последние минуты фильма, а её любимая крыса Лариска так и не появляется.
«Радость моя» конкурирует с частным магазинчиком Тани, находящимся в парке. Фабрика ставит девушке ультиматум: либо она примыкает к большой команде и делится рецептом своего фирменного шоколада, либо рядом с её лавкой открывают ещё одну. Угроза связана с приближающимся конкурсом, на котором кампания в прошлом году заняла лишь второе место. Планы Риммы сталкиваются с талантом Тани: для победы необходим качественный продукт, а не грандиозная презентация.
«Чебурашка» – кино для всей семьи, фокусирующее внимание на конфликтах между родственниками, зачастую приводящих к одиночеству. Дедушка Гена не может часто видеть своего внука Гришу, потому что сильно поссорился с его мамой. Большая потеря в прошлом заставила мужчину бросить семью и уйти, однако по возвращении дочь не смогла простить отца. Чебурашка – единственное существо, способное исправить ситуацию: пушистик постепенно становится полноценным родственником для старика, напоминая о лучших моментах, проведённых с Таней.
Гена учит Чебурашку всему, что знает сам: зверёк читает азбуку, играет в шахматы и даже катается вместе с мужчиной на мотоцикле. Однако в конечном итоге приходит к тому, что не желает быть как люди: юношеский задор контрастирует со взрослыми проблемами, порой строящимися на неумении прощать друг друга. Попытку осовременить «Чебурашку» можно считать вполне удачной: получилась неплохая лента для просмотра первого января в кругу семьи. Стоит остаться и на сцену после титров: это главный guilty pleasure за последнее время в рамках отечественного кинематографа.