Неудачный комедийный детектив о бездельнике из Лос-Анджелеса с аллюзиями на «Китайский квартал».
Длинноволосый Даррен Бэрренман (Крис Пайн) живёт в трейлере среди каменных джунглей Лос-Анджелеса. На жизнь зарабатывает чисткой бассейнов, но список интересов внушительный. Вместе с режиссёром Джеком (Дэнни ДеВито) Даррен снимает документальный фильм, а ещё ежедневно строчит исповедальные письма Эрин Брокович, пытается построить отношения с инструкторшей по пилатесу Сюзан (Дженнифер Джейсон Ли) и регулярно ходит в городской совет с предложениями по транспортной реформе. Однажды к чистильщику бассейнов обращается роковая женщина Джун (ДеВанда Уайз) и сообщает, что важный городской чиновник нечист на руку. Даррен радостно пробует себя в роли сыщика-любителя.
«Чистильщик бассейна» — режиссёрский дебют Криса Пайна. Сценарий звезда «Любой ценой» и «Стартрека» написал с Йеном Готлером, тоже дебютантом. Премьера картины состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто, где вызвала недовольство критиков и массовый отток зрителей с сеансов. Пайн родился и вырос в Лос-Анджелесе, да ещё и в актёрской семье, так что нет сомнений, что для молодого автора это важное и личное кино. Постановщик признаётся, что поделился задумкой фильма с Пэтти Дженкинс, режиссёркой блокбастеров «Чудо-женщина» и «Чудо-женщина: 1984». В итоге Дженкинс спродюсировала «Чистильщика бассейнов». Пайн не скрывает, что во время съёмок дебюта вдохновлялся множеством классических картин. Это и «Китайский квартал», и «Его девушка Пятница», и «Будучи там», и «В чём дело, док?». Список более чем достойный, но на конечный результат стараний постановщика-новичка никак не повлиявший.
Лос-Анджелес в кино представал разным: опасным, красивым, жарким, манящим, роскошным. Пайна интересуют классические нуары и переосмысления жанра, а потому город предстаёт местом, где полно секретов и заговоров. Стоит только как следует присмотреться. Учитывая изначально комедийный замысел, в идеале у дебютанта могли получиться «Большой Лебовски» или «Врождённый порок» — психоделические, хаотические, но по-своему очаровательные постмодернистские фильмы. Пока Пайн точно далёк по мастерству от Пола Томаса Андерсона и братьев Коэн.
У «Чистильщика бассейнов» настолько запутанный сюжет, что исключительно сложно уже через полчаса после начала не потерять интерес к картине. Детективная интрига, напоминающая «Китайский квартал» — снова коррумпированные политики, жадные бизнесмены и скандал с водоснабжением города, — с трудом поддаётся описанию и содержит такое немыслимое количество персонажей, что в кадре нет даже намёка на напряжение. Часть побочных линий уходит в никуда, основной сюжет кажется недоработанным. Хороших шуток в фильме тоже катастрофически мало, а потому на удачную пародию «Чистильщик бассейнов» также не тянет. Ни Даррен, ни друзья горе-следователя не затыкаются ни на секунду, но диалоги не запоминаются и кажутся лишь белым шумом.
Одна из сразу же бросающихся в глаза проблем фильма — главный герой. Даррен в идеале мог бы стать приятным расслабленным чудаком вроде Лунного Пса из «Пляжного бездельника», но чистильщику бассейнов не хватает харизмы, как и талантов, а потому персонаж быстро попадает в разряд городских сумасшедших. Сыщик-любитель, очевидно, страдает депрессией, чувствует собственную никчёмность, а потому ищет дело, которое бы принесло в жизнь радостные минуты. В итоге Даррен становится лёгкой мишенью в разборках серьёзных игроков. Нагромождение подробностей будней неудачника должно бы поражать абсурдностью и веселить, но снова промах, накопительного эффекта не происходит, это лишь разрозненные детали портрета весьма жалкого героя. Как и зрители, Даррен весь фильм толком не понимает, во что ввязался, а половина догадок сыщика выглядят проявлением паранойи.
Увы, режиссёрский дебют Криса Пайна проваливается между жанрами. Автор вроде бы хочет снять комедийную версию нуара, снабдив картину всеми признаками криминальных драм о притягательном, но опасном Лос-Анджелесе, но в итоге слишком увлекается малоинтересными играми с унылым героем в центре внимания. Толпе отличных актёров почти что нечего играть, но все рады помочь воодушевлённому режиссёру-энтузиасту. Пока рано ставить крест на Пайне-постановщике, но перво-наперво начинающему автору точно стоит найти опытного сценариста. Драматургическая конструкция «Чистильщика бассейнов» мгновенно разваливается, как карточный домик.