Рецепт идеального преступления: пирог с ядовитыми грибами и щепотка бабушкиной любви.
Французский провокатор Франсуа Озон продолжает оправдывать звание одного из самых плодовитых режиссеров в истории. Буквально в прошлом году 57-летний постановщик выпустил судебную драму «Мое преступление», в которой молодая и амбициозная актриса пытается уклониться от обвинений в убийстве продюсера. Новая работа Озона — неспешная драма «Что случилось осенью» — своего рода антипод «Моего преступления»: пусть в фильме присутствуют те же ключевые составляющие: женщины, преступления и правосудие, — однако сама история разыграна совсем в другой интонации.
Главная героиня — одинокая пожилая женщина Мишель (Элен Венсан), живущая в большом доме в живописной деревушке в Бургундии. Ее единственная подруга Мари-Клод (Жозиан Баласко) трепетно ждет, когда сына Винсента (Пьер Лоттен) выпустят из тюрьмы, сама же Мишель почти не общается с повзрослевшей дочерью Валери (Людивин Санье). Девушка открыто презирает мать и не дает ей проводить время с девятилетним внуком Лукасом (Гарлан Эрлос). В один из осенних дней Валери и Лукас награждают Мишель неожиданным визитом — та на радостях решает приготовить пирог и фрикасе из свежесобранных грибов. Увы, воссоединение родни проходит не по плану, через час после ужина Валери увозят на «скорой» с подозрением на отравление.
В предшествующей показу фильма презентации Франсуа Озон признался, что давно хотел снять фильм о женщинах так называемого «золотого возраста», которых так рьяно и осознанно игнорирует современный Голливуд. На деле же режиссер немного лукавит: женщины за 40, 50 и даже 60 лет неоднократно фигурировали в его прошлых фильмах — будь то «8 женщин», «Петер фон Кант» или «Бассейн». Правда, в последние годы Озон все чаще отходит от привычной для себя сатиры и эпатажа в пользу терапевтических сюжетов с острым социальным комментарием («По воле божьей», «Все прошло хорошо»). «Что случилось осенью» — компромиссное кино, которое соединяет в себе элементы разных эпох его творчества. Сюжет фильма, который невозможно пересказать без спойлеров, отчасти основан на реальной истории, произошедшей с режиссером в детстве. Однажды его тетя устроила семейный ужин, собрав в лесу целую корзину ядовитых грибов. Последующие две недели все родственники Озона провели в больнице, отравления удалось избежать лишь тете, которая по неизвестным причинам не стала есть грибы.
С помощью «грибной» завязки режиссер расставляет основные акценты, показывая зрителю, кто здесь жертва, а кто реальный злодей. Впрочем, уже во втором акте связанные созависимостью мать и дочь меняются местами, зритель остается в недоумении, двойственность всего происходящего не отпускает до самого финала. В конце концов сама Мишель начинает задумываться о бессознательных мотивах своего поступка — одержимая ненавистью к родительнице Валери едва ли тянет на звание «дочь года». Пресловутая материнская любовь обязывает женщин к пониманию и всепрощению своих детей, однако сердце не обманешь — насилие порождает лишь насилие. Когда в дело вступает обаятельный зэк Винсент, в глазах Мишель нет ни тени сомнения. Тем не менее Озон не спешит обвинить героиню в кровожадности, напротив — он делает все возможное, чтобы аудитория начала ей симпатизировать.
«Что случилось осенью» — кино не только о времени года, но и о важном периоде жизни, когда на смену яркому расцвету приходит мягкое увядание. В своем «увядании» Мишель сталкивается с проблемой вынужденного одиночества. Будучи представительницей социально стигматизированной профессии, она не может найти взаимопонимания среди соседей, подрастающий девятилетний внук — единственный человек, смотрящий на Мишель без осуждения, оттого тяга и стремление к нему лишь сильнее, а привязанность ярче. В конце концов мораль «Что случилось осенью» упирается в банальный, но бесспорный факт: человеку нужен человек. Даже если первый человек уже совсем взрослый, а второй — еще только ребенок.
Обретя друг друга, Мишель, Винсент и Лукас создают своеобразную, но очень теплую и настоящую семью, где нет места обидам и предубеждениям и каждый стоит за другого горой. Озон, который с возрастом становится все более сентиментальным, снял, возможно, самое доброе кино в карьере, даря своим «неидеальным» героям право на безусловное счастье и принятие, которого заслуживает абсолютно каждый, вне социального статуса.