Новый фильм Джо Карнахана, автора «Команда ‘А’» и «Схватки»: достаточно весёлый, но путающийся в собственном запутанном нарративе.
Рой (Фрэнк Грилло) просыпается от того, что над его головой занесли острый мачете. Перед ним — разъярённый киллер, за окном — боевой вертолет, все, естественно, хотят его смерти. Отработанными движениями он устраняет угрозы, но впрочем, без особого энтузиазма. Ведь Рой попал во временную петлю и точно знает — вслед за этими двумя будет ещё с десяток убийц. А вот как он оказался в таком положении, и за что именно его хотят умертвить столько людей, Рой понятия не имеет. Догадывается лишь, что всё это как-то связано с его женой (Наоми Уоттс), которая работала над неким сверхсекретным проектом под надзором сурового военного (Мел Гибсон).
О своём положении Рой с хохмами и циничными ухмылками расскажет зрителю в первые несколько минут — «День курка» (или Boss Level в оригинале) стартует с места в карьер, пряча экспозицию в бойкие монологи. Поначалу это кажется беспроигрышным решением: да, закадровая речь считается «низким» приёмом, но в данном случае спасает от ещё большего трюизма: обязательных для фильмов о временной петле эпизодов, где герой впервые сталкивается с новой реальностью и пытается к ней привыкнуть. Здесь нет никаких проволочек — режиссёр Джо Карнахан спешит сразу к действию, в самое пекло, в круговорот взрывов, перестрелок и эффектно отрубленных голов.
Любопытно, что он уже применял похожий драматургический приём в «Схватке» — там зритель сначала узнавал, что герой Лиама Нисона (которого в «Дне Курка», кстати, с иронией вспоминают) попал в авиакатастрофу и оказался практически наедине со стихией и голодными волками, а уже потом — о его личной травме, добавляющей истории о выживании дополнительное психологическое измерение. Тут мы также сперва видим Роя в его новой реальности, а затем постепенно осознаём, как он там оказался и что должен сделать. В «Дне Курка», правда, этот приём у Карнахана выходит заметно хуже: спрятанная предыстория так и норовит вылезти наружу в виде флэшбеков и прочих ретардаций. Набранная в начале скорость к середине теряется, уходит драйв, и чем больше в картину проникает дешёвой драмы, тем меньше остаётся пространства для простого тупоголового веселья. А забавные россказни Роя через какое-то время превращаются в поступательное объяснение того, что зритель и так видит на экране без всяких пояснений от главного героя.
И смешных шуток, и удачных физических гэгов всё ещё хватает, но Карнахан — чей последний фильм вышел аж в 2014 году — как будто бы с годами несколько потерял хватку, утратил былую «чуйку» к жанровой фактуре. Раньше у него получалось балансировать между эстетикой восьмидесятнического B-movie и постмодернистскими нарративами, оставаться одновременно ретроградом и режиссёром очень современным. «День курка» же выглядит приветом из прошлого: недалёкого, незатейливого прошлого, когда ещё можно было кого-то удивить edgy-диалогами, а хороший CGI оставался уделом исключительно блокбастеров (плохая графика у Карнахана — явно не часть художественного решения).
Сейчас уже другие времена, и экшеновой эксцентрикой никого не удивить: есть Kingsman, есть «Пушки Акимбо», есть, в конце концов, третий «Джон Уик». «День курка» мог бы сыграть на поле этаких современных «бэшек», но для этого в нём слишком много натужного ретроградства (из ниоткуда, кхм, возникающий турнир по аркадным играм 80-х), что резко отделяет его от какого-нибудь Крейга С. Залера — который, верится, искренне мыслит как режиссёр олдового грайндхауса. Нет, фильм Карнахана ближе не к старым VHS-боевикам, а к условному «Проекту Power», среднебюджетным проходнякам, что пачками производит Netflix дабы забить чем-то библиотеку. И в этом смысле «День курка», при всей парадоксальной несовременности — вполне себе продукт своего времени.