Разочаровывающий, пусть и местами любопытный триллер талантливого автора жанрового кино Костаса Марсаана.
Оперуполномоченная Виктория (Екатерина Вилкова) ищет в Подмосковье маньяка, обезглавливающего жертв. Сотрудница полиции приезжает на место очередного преступления, где маньяк наносит следовательнице несколько ножевых ранений в живот. Теперь Виктория не может иметь детей. Спустя несколько лет вместе с мужем-психологом Романом (Кирилл Кяро) уже бывшая сотрудница полиции пытается строить новую жизнь. Пара берёт в детдоме девочку Дашу (Екатерина Темнова). Ребёнок рисует страшные картинки, в которых Виктория видит окровавленных жертв так и не пойманного маньяка. Вышедшую на пенсию следовательницу не отпускает старое дело. Виктория уверена, что рисунки Даши приведут к убийце.
В первую очередь «Детектор» привлекает внимание именем режиссёра. Костас Марсаан выделяется из плеяды якутских авторов. Если Дмитрий Давыдов снимает фестивальные драмы, а Степан Бурнашев, кажется, пытается освоить весь спектр жанров, от хоррора до мелодрамы, то Марсаан уже в третий раз работает на стыке триллера, ужасов и мистики. Ранее режиссёр снял «Моего убийцу» и «Иччи». Обе картины с успехом шли в российском прокате и принесли Марсаану славу умелого жанрового мастера. С «Детектором» режиссёр впервые покидает хорошо знакомые якутские места. Съёмки картины проходили в Москве и Подмосковье, а на экране нет актёров из Республики Саха.
Психологически травмирована в фильме не только Вика, но и семилетняя Даша. Девочка потеряла в пожаре семью. И взрослая, и ребёнок не могут отпустить прошлое и бесконечно возвращаются мыслями к жестоким событиям. Вика не знает точно, как Даша связана с убийцей и почему может в подробностях описывать преступления. Мистика в фильме исходит от молчаливой девочки, которая изредка бросает пугающие фразы. И если Вика с пониманием относится к поведению ребенка, то внешне спокойный психолог Роман быстро теряет над собой контроль и хочет поскорее вернуть Дашу в детдом. Появление третьего человека в шикарном загородном доме, где живёт пара, нарушает хрупкий семейный баланс. Все тайны, которые персонажи пытались припрятать куда подальше, вновь дают о себе знать.
«Детектор» — минималистичное кино. В этом и ближайших следующих годах можно смело ожидать бум подобного рода жанровых фильмов: несколько известных актёров в главных ролях, минимум локаций, максимально отвлечённый от реальности сюжет, который мог бы развиваться как в России, так и в Исландии. В «Детекторе» действие развивается зимой, затянутое облаками небо и сероватые пейзажи с голыми деревьями не отвлекают зрителей от событий, развивающихся в интерьере дома. Марсаан сталкивает под одной крышей людей с различным бэкграундом и подсказывает, что ответы на интересующие вопросы стоит искать в Вике, Даше или Романе. Режиссёр дополнительно пугает аудиторию мистическими элементами, но на самом деле автору интересна человеческая психика, способность подавить страхи, побороть иллюзии и проститься с болезненными воспоминаниями.
«Детектор» интригует несколькими потенциальными вариантами развития сюжета. Роман, кажется, просто хочет построить здоровую семью. Вика жаждет поймать маньяка и отомстить ему, а потому цепляется за любые подворачивающиеся возможности. Никакой любви к Даше нет, девочка становится средством, чтобы приблизиться к убийце. Но вполне возможно, что всё это придуманная бывшей оперативницей конструкция и трагедия ребёнка никак не связана с маньяком. Поскольку персонажи пережили травматичные события, в фильме нет надёжных рассказчиков.
Марсаан визуальными средствами подчёркивает иллюзорность истории. В стенах загородного дома камера постоянно ловит отражения героев, выбирает необычные ракурсы, что держит зрителя в постоянном напряжении. Есть тут неслучайный подвох. Стоит отметить, что режиссёр умеет нагнать жути на вещественном уровне. Из детдома Даша привозит с собой страшноватую старинную куклу, снежный шар и фонарик. А поскольку ребёнок остаётся загадкой, от каждого предмета ожидаешь скрытых смыслов.
Беда «Детектора» в топтании на месте. Марсаан пугает или хотя бы заставляет вздрагивать публику в каждой отдельно взятой сцене, но Вика совершенно не приближается к поимке маньяка, а Даша лишь упорно рисует то ли вопящие от ужаса лица, то ли окровавленные головы, то ли вообще ужасные маски, как считает Роман.
«Детектор» не хочется сильно ругать, поскольку российскому кино отчаянно не хватает качественных жанровых фильмов, а Марсаан не лишён таланта. Пугающая кукла, страшные рисунки и жестокий маньяк заставляют вспомнить «Кроваво-красное» Дарио Ардженто или другие менее известные картины, относящиеся к джалло. Марсаана подводит слабоватый сценарий, фильм интересен скорее работой с изображением и музыкой. Но и любители пощекотать нервы могут остаться довольны. Поиски маньяка, необычный ребёнок и отчаявшаяся следовательница — проверенные ингредиенты мрачного запутанного триллера.