Милли Бобби Браун и тайная комната.
Давным-давно далеко-далеко жила-была девица на выданье Элоди (Милли Бобби Браун): для процветания и господства родных земель старшая из сестер семьи правителей согласилась на брак, выгодный государству. Суженым-ряженым стал наследник (Ник Робинсон) куда более благополучного королевства. Один нюанс: брак по расчету оказался меньшим злом — Элли предстоит бороться не за семейное счастье, а за жизнь, выбираясь из пещеры с разгневанным чудовищем (озвучка Шохре Агдашлу). Новые родственники принесли избранницу в жертву дракону — своего рода кровавый налог на спокойствие в дивном крае.
Netflix воспитал Милли Бобби Браун на съемочной площадке, и звезда «Очень странных дел» продолжает возделывать урожаи стриминга: уже дважды она выступала продюсером и актрисой в серии фильмов об Эноле Холмс — младшей сестре Шерлока. Решив не останавливаться на достигнутом, от подросткового детектива об эмансипации она перешла к фэнтези с теми же феминистскими настроениями. Вместе с жанром сменилась и тональность: «Энола Холмс» то ли благодаря разрушенной четвертой стене, то ли из озорства и хулиганства отлично справляется с ролью задорной лучшей подружки, которая готова утянуть в приключения прямо с дивана. Элли — героиня, которую отличает не только выборочное остроумие, но и монументальная серьезность. «Дева» практически полностью лишена юмора и девичьего смущения, вместо этого лента Хуана Карлоса Фреснадильо («28 недель спустя») пытается зайти на территорию чуть ли не «Игры престолов», но при этом остаться в рамках приличия «Гарри Поттера и тайной комнаты».
Книгу, а скорее фильм о втором годе обучения в Хогвартсе мальчика, который выжил, мы вспомнили не случайно: действительно, та часть, где Элли мечется по пещере и пытается мечом, ножом и всем остальным сразить сварливую ящерицу, очень напоминает поединок с Василиском из ленты Криса Коламбуса. И, вероятно, это плюс. Браун уверенно карабкается по мерцающим кристаллам, прыгает через ущелья, боится, злится, залечивает раны и, в общем-то, раскручивает жанровое колесо своим талантом. Беда скорее в том, что бойня с рассерженной рептилией, у которой свои счеты с местным господами, занимает лишь треть хронометража. Тайны дворцовых переворотов, семейные распри и прогулки на лошадях по бескрайним просторам выглядят необязательными демонстрациями бюджета и мощностей производства Netflix. О ревизии говорить тоже не приходится: оригинальное название заигрывает с тропом, заученным еще со Средневековья: «дева в беде». Из беды Элли выбирается сама и заодно спасает тех, кого может спасти, и наказывает тех, кто спасенным быть не заслуживает. Но, в отличие от «Энолы Холмс», программные монологи звучат не столько убедительно или даже трогательно, сколько декларативно и заученно. Ироничный постмодернистский подход позволил преуспеть на поприще обновлений Лине Данэм и ее «Птичке Кэтрин»: раскручивая тот же сюжет о нежеланном браке по расчету, кинематографистка сумела оживить рыцарские саги о дамах, путающихся в подолах платьев (не без участия харизмы Беллы Рамси).
Проблема, вероятнее всего, в выбранной интонации и попытке везде успеть: «Дева и дракон» хочет быть жесткой и жестокой, не срывая голов. Если бы возрастной рейтинг был повыше, а на экране действительно кровь лилась рекой, вышел бы фильм куда более бойкий и запоминающийся, который бы соответствовал горькому титулу «мрачное фэнтези». Но гневу Элли негде развернуться — драматизм сосредоточен на лицевых мышцах, а расправы выглядят довольно вегетарианскими (кажется, даже Поттер радикальнее справлялся с недругами!). Но и однозначной неудачей «Деву» назвать нельзя: несмотря на рьяное недовольство критиков, зрители куда охотнее симпатизируют релизу и не скупятся на хорошие отзывы — разрыв на агрегаторах довольно разительный. Будет ли продолжение, скоро узнаем, но будем надеяться, что Netflix и Милли вернутся к «Эноле Холмс» и суфражисткам.