Монотонный ужастик о пагубном влиянии гендерной социализации.
«Дитя тьмы» латиноамериканского режиссера и сценариста Мишель Гарса Сервера столкнулся с уже привычной для российского кинорынка ситуацией, когда отечественная локализация названия заведомо упрощает и даже обесценивает идеи выходящего в прокат фильма. Более того, прокатчик во многом обманывает ожидания зрителя, который, увидев слоган «Оно питается душами невинных», решит, что покупает билет на очередную версию «Омена». В то время как на самом деле «Дитя тьмы» контекстуально куда ближе к «Няне» Никиату Джусу, артхаусному ужастику, ставшему лауреатом прошлогоднего «Санденса».
Главная героиня ленты — молодая женщина Валери (Наталия Солан) — узнает, что беременна. Радостная, на первый взгляд, новость быстро оборачивается иррациональной тревогой — Валери то и дело преследуют зловещие образы женщины со сломанными руками и ногами. С каждым новым месяцем беременности галлюцинации только усиливаются, за ментальное здоровье Валери начинают беспокоиться ее родные. По мере развития событий выясняется, что героиня никогда не жила мечтами о материнстве, да и светлый образ уютного семейного гнезда ей совсем не близок.
Как и большинство жителей стран третьего мира, Валери живет в строгой патриархальной схеме, где женщина рассматривается не иначе, как примерная дочь, послушная жена и в конце концов — любящая мать. Однако как бы ни старалась Валери, войти в любовно прописанный обществом трафарет у нее никак не получалось. В подростковом возрасте, когда слушать себя чуть легче, чем подчиняться воле другого, она и вовсе — побрилась налысо, увлеклась плотницким делом и всерьез мечтала покинуть прогнивший от консерватизма городок, программирующий ее на жизнь в рабстве навязанной гендерной социализации. Увы, страх неизвестности и чувства долга перед родственниками сделали свое черное дело — героиня осталась ждать своего степенного женского счастья. Ее истинное «я» дало о себе знать в самый неожиданный момент, когда существование в устоях большой патриархальной мечты на секунду и правда показалось раем — Валери узнала о том, что беременна. Воодушевляющие одобрение со стороны многочисленных родственников не заставило себя ждать, да и любимый муж, казалось, засветился от счастья. Только вот самой героине вскоре оказалось не до радости — вместо розовых фантазий о скором материнстве в ее сознание начали просачиваться подавленные за годы «примерной» жизни страхи, открывая пугающие образы реальности, на которую сама Валери так долго закрывала глаза.
Материнство и правда делит жизнь женщины на «до» и «после». И если для одних возможность жизни во имя другого воспринимается как невиданный подарок судьбы, то для других — мучительный крест и глубокое личное несчастье. Мрачный образ женщины со сломанными руками и ногами, который преследует Валери на протяжении всего периода беременности — ничто иное как метафорическое отражение ее истинного «я», вынужденного жить в состоянии вечного подавления, подчинения и самоистязания ради липовой мечты о традиционном благополучии.
Тех, кто придет на сеанс «Дитя тьмы» ради истории о демоническом ребенке и грядущем апокалипсисе, ждет разочарование. В фильме Серверы понятия «рая» и «ада» тождественны личному состоянию человека, а не пространствам в Священном писании. Да и сам ребенок едва ли фигурирует в сюжете, в гораздо большей степени Серверу интересует состояние главной героини — будущей матери, оказавшейся перед мучительным выбором: подчиниться воле другого или отдаться вере в саму себя.