Уже второй фильм Ридли Скотта за год — в этот раз он разоблачает бесчеловечных богатеев и рассказывает историю падения семейного бренда.
Ридли Скотт в этом году стреляет дуплетом: следом за «Последней дуэлью», которую ещё можно застать в кинотеатрах, в прокат выходит «Дом Gucci» — новая работа великовозрастного мастера. Такой творческой прыти точно не ожидаешь от 84-летнего режиссёра-перфекциониста, снимающего к тому же не маленькие камерные трагикомедии, как Вуди Аллен, а двух с половиной часовые исторические эпики с оскаровскими амбициями. Но ещё больше поражает давно уже известная разносторонность Скотта: вслед за концептуальным рыцарским кинороманом в духе «Расёмона» он делает эпатажную драму о знаменитой семье из мира моды, развалившейся под весом амбиций.
Патриция Реджани (Леди Гага, кажется, наработавшая теперь и на актёрский «Оскар») встречает на вечеринке скромного адвоката Маурицио (Адам Драйвер), в котором куда сильнее внешности или характера её очаровывает фамилия: Гуччи. Она соблазняет парня, и вскоре тот уже готов жениться, несмотря на угрозы отца Рудольфо (Джереми Айронс) лишить его наследства. Пара переезжает в маленькую квартирку, Маурицио моет машины в компании тестя, пока с ним не связывается Альдо Гуччи (Аль Пачино). Дядя хочет, чтобы парень работал на него: тем более что эксцентричный родной сын Паоло (Джаред Лето) ни на что не годится. Маурицио не горит желанием заниматься семейным бизнесом и счастлив на своей простой должности, но Патрицию такой расклад не устраивает. Она начинает сложную закулисную игру, которая в итоге кончится скандалом, рядом предательств и убийством.
Ридли Скотту не впервой обращаться к миру злобных богатых людей, развращённых и обесчеловеченных своими непомерными банковскими счетами. Его картина «Все деньги мира» уже вглядывалась в то, как отношения внутри семьи искажаются под весом финансовых разногласий. «Дом Gucci» в какой-то степени можно считать продолжением этого разговора, разве что со слегка измененной интонацией. Довольно на самом деле пугающую историю морального разложения Скотт разбавляет шутками, едкими диалогами и чуть ли не фарсовой эксцентрикой. Особенно это бросается в глаза в образе Паоло Гуччи, персонажа однозначно комичного, будто бы пробравшегося в академическую драму откуда-то из пародийного «Образцового самца». Режиссёр насыщает печальную историю ворохом абсурдных деталей, на удивление хорошо вписывающихся во вселенную людей, сошедших с ума от скуки и жадности: они крестятся во имя «дома Gucci», а личную жизнь планируют по картам Таро, почти как бондовский злодей из «Живи и дай умереть», потому что на самостоятельную рефлексию уже не способны.
На место холодного мира миллиардера Гетти из «Всех денег мира» пришли солнечные итальянские виллы и броский эпатаж фэшн-индустрии. А весьма однозначный конфликт — нежелание деда выделить деньги на выкуп внука у похитителей — заменили вещи куда более абстрактные. Жажда власти, ревность, тихий ужас жизни в мире, где любая привязанность становится однозначной слабостью. Будет большой банальностью, но и столь же большим упущением не сравнить фильм с «Наследниками» — другой мрачно-комичной историей о семейном бизнесе и разрушающей силе денег. Но только если сериал Джесси Армстронга показывает уже сформировавшийся мир агрессивного капитализма, где любой намёк на искренность вызывает мгновенное отторжение и подозрения в очередном обмане, то «Дом Gucci» фиксирует зарождение этой людоедской культуры. Показывает ровно тот момент, когда родственные отношения внутри компании окончательно перестали иметь хоть какое-то значение. Когда настоящими «Гуччи» стали не те, кто родился в семье, а те, кто управляет многомиллионной компанией, а бренд заменил фамилию. Не зря Патриции Реджани тут все навязчиво напоминают, что она «не настоящая Гуччи», и не зря на финальном суде она просит себя называть по фамилии погибшего мужа. Для неё захватить власть в семье — единственный шанс стать её частью. А убийство — всего лишь своеобразный обряд инициации.
Скотт противопоставляет «простую» жизнь удушливому быту элиты: единственные однозначно радостные сцены в фильме — те, где герои отказываются от положения и позволяют себе побыть людьми. Маурицио Гуччи моет грузовик и, как ребёнок, брызгается водой с коллегой. Альдо Гуччи, несмотря на предательство сына, обнимает его как в последний раз, приговаривая, что тот, конечно, идиот, но он всё равно «его идиот». Как, кстати, и в «Дуэли», Ридли не оставляет особых недосказанностей — в своём преклонном возрасте он точно знает, что хочет сказать, и не боится быть прямолинейным. И в жизни, где Скотт ругает миллениалов с их мобильниками почём зря, и в кино.
К реальным событиям, на которых основан сюжет фильма, он относится так же, как к правильности акцентов: проще говоря, ему абсолютно плевать. Ридли Скотт полностью подчиняет историческую правду творческому замыслу. На самом деле семейная драма Гуччи развивалась не совсем так, события в ней перемешаны и изменены, а какие-то и вовсе проигнорированы. То, что происходило на протяжении десятков лет, в фильме выглядит как события нескольких месяцев. Да, может, это сильно упрощает реальность. Да, вероятно, Паоло Гуччи не был таким идиотом, каким выглядит на экране, а Патриция Реджиани в жизни не настолько прозрачный персонаж. Но «Дом Gucci» работает именно благодаря тому, что оставляет лишь главное. Превращает жизнь в доходчивую притчу, а главную героиню показывает как персонификацию жажды денег — настораживающий символ новой эры, которая так пугает старину Ридли.