Драма об искуплении грехов с Мэлом Гибсоном в роли второго плана.
Рассел (Гаррет Хэдлунд) вышел из тюрьмы, где отбывал срок за непредумышленное убийство. В первые же часы на свободе его избивают друзья покойного. В надежде начать новую жизнь Рассел останавливается у отца (Мэл Гибсон). В эти же дни по штату блуждает Мэйбен (Уилла Фицджералд) — в попытках заработать хоть немного денег на еду для себя и для дочери она останавливается в шаге от предоставления секс-услуг. Впрочем, от беды остановка не спасает — женщину насилует полицейский. Самооборона заканчивается убийством. Рассел и Мэйбен, незримо связанные — он, пытаясь застыть на месте, она, надеясь убежать как можно дальше, — сталкиваются на одном из провинциальных американских шоссе и спасают друг друга от худших версий самих себя.
«Дорога отчаяния» на сто процентов оправдывает своё название. Хотя практически все герои картины и так терпят лишения, судьба подвергает их новым и новым испытаниям, ставя несчастных на грань самоубийства. Для такого кино есть известное клише «чернуха», но в США подобный жанр не распространён, последним ярким представителем был «Дьявол всегда здесь» трёхлетней давности. Учитывая, что в самом начале «Дороги» героиня акцентирует внимание дочери (и зрителя) на том, что они едут в Миссисипи, фильм можно отнести к категории южной готики. Тем более что и литературная основа имеется — одноимённый роман Майкла Фэрриса Смита.
Одну из ролей второго плана, отца Рассела, играет Мэл Гибсон. В последние годы участие актёра в каком бы то ни было проекте практически гарантировало присутствие консервативной повестки в картине. Не стала исключением и «Дорога отчаяния» — лента пропитана соответствующими установками и ставит во главу угла семейные ценности. Даже к главному антагонисту, вспыльчивому алкоголику Ларри (Райан Херст), невольно проникаешься если не сочувствием, то пониманием. Ведь он так любит своего сына, своих друзей, свой дом. Только вот спился от тоски. Более образцового примера трагедии жителя американского юга придумать невозможно.
К сожалению, все места, где авторы могли бы проработать темы прощения, искупления, цикличности природы насилия, проходят будто на автопилоте. Хотя и персонажи прописаны более чем объёмно, и актёры справляются очень достойно, но кажется, будто чего-то не хватает. На экране сплошь однозначно хорошие люди в столь же однозначно скверных обстоятельствах. И в самом начале, и в самом конце и люди, и обстоятельства абсолютно одинаковые, характеры статичны и ни в партнёрстве, ни в противостоянии между ними не высекается искры. При всём мастерстве технической команды и правильных моральных установках героев, воспринимаются события в картине не как трагедии маленьких людей, а как неизбежная обыденность положения. Отвоёвывая себя у жестокой среды, они совсем не обращают внимания на главного врага – общество, погрузившее их в такие условия.
Возможно, в отсутствии источника зла есть авторский посыл, очень гуманный, но в то же время пессимистичный: никто ни в чём не виноват, все хорошие, просто судьба такая. И, может быть, правильно не выставлять крайними какие бы то ни было институции, не обвинять ни правых, ни левых. В конце концов потерянное (в данном случае благополучие) искать надо там, где потеряли, а не там, куда падает больше всего света. Но кино из таких предпосылок получается довольно блёклым, хотя и претензии предъявлять сложно. Просто ещё одна история о простых людях, не больше, но ведь и не меньше.
«Дорога отчаяния», как и предыдущий фильм режиссёрки Крокер, не снискал каких бы то ни было наград на мировых фестивалях и вряд ли соберёт большую кассу. Но иногда дорогого стоит и возможность провести вечер в компании героев, которые не раздражают, которым хочется сопереживать, а не отвернуться и больше никогда не видеть.