Семейная драма с тревожными нотками наследия Альфреда Хичкока.
«Двойной обман Мадлен Коллинз» — один из самых непраздничных вариантов досуга в предновогоднем прокате. «Выпускник» Венецианского кинофестиваля вместо примирительных пассажей о близких и ценности семьи, напротив, радикально попрекает зависимостью от родственников и непростых обстоятельств, помноженных на два.
Жюдит (Виржини Эфира) четыре раза в неделю супруга престижного дирижера французской музыкальной сцены Мелвиля (Бруно Саломон), мать двоих сыновей и востребованная переводчица. Впереди мятеж ребенка-подростка (Тома Жория), покупка нового дома и помпезные концерты в опере. Еще три дня из семи мадам — мама-домоседка для малышки Нино (Лоис Бенгерель): Жюдит читает сказки, переобувает девочку и пытается наладить отношения с ее отцом Абделем (Ким Гутьеррес). Получается не очень.
Антуан Барро расставляет капкан в первой же сцене с гибелью неназванной молодой женщины: кончина сыграет ключевую роль в плотном клубке жизней Жюдит, но режиссер и сценарист в одном лице тщательно оберегает развязку до финала. Вроде бы большая часть хронометража отдана порой тщетным, порой отчаянным попыткам женщины усидеть на двух стульях: успеть, позвонить, поблагодарить и в каждой из своих семей быть полезной, востребованной и любимой. Но осенний марафон Жюдит не похож на драматичное пережевывание любовного треугольника: причину и повод оказаться дважды женой и дважды мамой от зрителя утаивают, это и подкупает. Несмотря на тревожность скорее внутреннюю, чем прямолинейно жанровую, драма Барро смотрится как детектив, где Жюдит однажды начинает врать даже тогда, когда ситуация того не требует. Женщина, в общем-то, и не пытается вырваться из цикличности смены домов, а лишь думает о том, как поддерживать непростой баланс, но оступается опять. Бесконечно ищет признания и одобрения и снова и снова желаемого не получает.
Вторая (а иногда и третья) семья — вроде бы прерогатива мужчин, особенно в кинематографе, но «Двойная жизнь» больше переживает за стереотипы другого рода. Фильм довольно ловко выстраивает отношения зрителя с протагонисткой, калибруя градус осуждения. Жюдит — скорее антигероиня, но там, где нарушены общепризнанные моральные принципы, вступают «но»: нюансы не то чтобы оправдывают, но в сотый раз выводят пассажи о том, что все вокруг — сплошная серая зона.
На этом завершим рекомендацию к просмотру, текст дальше можно расценить как спойлеры, пусть сюжетных подробностей мы раскрывать и не будем. Антуан Барро свою картину идентифицирует как сочетание драмы «Крамер против Крамера» и «Головокружения» Альфреда Хичкока. И если с семейными разборками и разлукой с маленьким ребенком параллели провести несложно, то с поклонами классике дело обстоит чуть интереснее. Во-первых, можно отловить и буквальные отсылки в именах: Ким Новак примерила партии и Джудит, и Мадлен, как и Виржини Эфира. Правда, героиню последней это привело к иным побочным эффектам — кризису идентичности и буквальной потерянности. Во время очередного маршрута между жизнями Джудит утрачивает себя и дробится на две личности, которые уживаются в одном теле.
Саспенс «Двойной жизни Мадлен Коллинз» прячется внутри одной личности: бесконечная беготня — триллер, который Жюдит придумала сама. И здесь открывается пространство для трактовок и отношений: можно сокрушаться о навязанных социальных ролях, можно отторгать порушенные семейные ценности, можно отрешенно следить за тем, как утопающая спасается сама. В любом случае аудитории фестивального кино будет интересно пройти дорогой, где можно встретить Надава Лапида (израильский режиссер сыграл эпизодическую роль в драме Барро), а можно удивиться детективным углам семейной драмы.
«Двойной обман Мадлен Коллинз» в прокате с 29 декабря.