Судебное разбирательство, которое изменило процедуру задержания подозреваемых в США.
Кто же такой Эрнесто Миранда и почему его имя навсегда закрепилось в правовом поле США? Ответ на вопрос вы давно знаете, хотя едва ли подозревали об этом. Монолог стражей порядка во время задержания звучит знакомо: «Вы имеете право хранить молчание, все, что вы скажете, может быть и будет использовано против вас в суде…» Сотни раз полицейские в кино и новостных сводках, прежде чем нацепить наручники на очередного нарушителя, зачитывали гражданину права, руководствуясь тем самым правилом (или предупреждением) Миранды.
Как и в основе множества американских законов, отправной точкой процедуры стал прецедент. История случилась в 1963 году: президентом Штатов два года как стал Джон Кеннеди, в кинотеатре показывают «Убить пересмешника», а в небольшом городке в Аризоне восемнадцатилетняя Триш (Эбигейл Бреслин) едет домой с работы. Ей повезло, компания подобралась приятная, рядом на сиденье — коллега-киномеханик Джеймс (Нолан Гоулд). Впереди совместный поход в книжный на выходных и курсы секретарш в следующем году, а пока осталось пройти лишь пару улиц до дома. Патриша Вэйр окажется в гостиной ближе к утру, а конец дороги станет лишь началом пути судебного разбирательства длиной практически в десятилетие. Триш подает в полицию заявление об изнасиловании.
«Дьявол в деталях. Дело Миранды» представляет собой классическую, а кое-где старомодную судебную драму, которая на первый план выводит достоверность, а не художественную интерпретацию событий. В 60-х во время проведения заседаний (одной тяжбой не обошлось) Патрисия Вэйр пожелала остаться безымянной истицей — в материалах дела девушка значилась как Лоис Энн Джеймсон. Желание действовать инкогнито продиктовано социальными условностями и банальной стигматизацией — жертва сексуализированного насилия порицалась ничуть не меньше преступника, а в случае школьницы статус потерпевшей мог перекрыть все планы на будущее и даже возможность создать семью. Режиссерка фильма Мишель Дэннер кропотливо воссоздает враждебный социальный климат вокруг жертвы и наполняет воздух в кадре тяжестью предрассудков. Мать Триш Зеола (Мирей Инос) всячески пытается отговорить дочь от решительных действий, боясь репутационных последствий. В 60-е началась вторая волна феминизма, и дело Триш можно считать одним из симптомов возвращения борьбы за равные права. Вэйр была не единственной жертвой серийного насильника, но лишь она решилась напрямую обозначить сексуализированный характер преступления.
Несмотря на авторскую солидарность с потерпевшей, «Дело Миранды» невозможно назвать прямолинейным обвинительным приговором конкретному преступнику и нравам эпохи в целом. Скорее картина, скупая на кинематографические выдумки, чествует этикет процедуры. Во время задержания подозреваемому Эрнесто Миранде (Себастьян Куинн) не были зачитаны права, а потому показания и признания могли быть следствием давления служителей порядка. Стараясь сделать шаг в сторону от симпатий и антипатий, камера становится сдержанной наблюдательницей поэтапного процесса. Триш проходит через дискомфортное медицинское освидетельствование и многочисленные, часто унизительные допросы, которые уничтожают девушку эмоционально. Миранда, будучи мексиканцем, получает лишь выборочные гражданские права. Сценарий картины основан на протоколах судебных заседаний и других письменных свидетельствах: временами «Дело Миранды» двигается по-канцелярски неспешно, но в итоге последовательно выстраивает полную карту происшествия со всеми нюансами судебных издержек и бумажной волокиты.
Процедуральные драмы с эффектными монологами в зале суда зрители любили в 90-е: можно вспомнить «Эрин Брокович», «Филадельфию», «Время убивать», сегодняшний яркий образец жанра «Анатомия падения» сочинен совершенно иначе. Ретростилистику картины подчеркивает и актерский состав, в кадре то и дело появляются знакомые лица — Кайл МакЛоклен, Люк Уилсон, Райан Филипп, Энди Гарсиа, Дональд Сазерленд. Но сложно назвать кого-то солирующим (за исключением, пожалуй что, Бреслин): речь скорее о слаженной работе ансамбля.
Кажется странным, что за историю Триш кинематографисты взялись только сейчас, несмотря на то что предупреждение Миранды давно стало базой правого кодекса США, а смелость девушки — примером рутинного героизма, который так востребован в голливудском кино. Объяснение лежит на поверхности: лишь несколько лет назад продюсер и сценарист картины Джордж Колбер нашел Вэйр — до того потерпевшая оставалась безымянной. Патрисия принимала активное участие в создании картины, согласилась обнародовать свое имя и даже появилась в камео-эпизоде (женщина в синей шляпке на свадьбе!). Едва ли «Дело Миранды» претендует на статус закрученного триллера о насильнике, скорее вышло лишнее напоминание, что справедливость — не конечный результат, а бесконечный процесс.