Несколько старомодная, но ёмкая и интригующая драма с отличной ролью Алексея Гуськова.
Герман (Алексей Гуськов) — немолодой элитный массажист, один приём у которого стоит несколько тысяч. По странному стечению обстоятельств основные клиенты именитого специалиста — модели, мечтающие уехать в Москву и построить карьеру либо хотя бы найти выгодную партию. Герман одинок и мрачен, но однажды в переходе массажист встречает беременную попрошайку (Аня Чиповская) — точную копию его первой любви, учительницы французского языка. Теперь специалист носится по всему городу в поисках ускользающей девушки. И неизвестно, может быть, это был всего лишь мираж, материализовавшееся воспоминание. Параллельно пропадают многие клиентки Германа, и одинокий мужчина моментально становится главным подозреваемым.
Юсуп Разыков — трагически недооценённый российский режиссёр. Виной тому скупость киноязыка автора, отсутствие звёзд первой величины в картинах постановщика и увлечённость вроде бы простыми сюжетами. «Французского мастера» можно считать исключением: на первом плане Алексей Гуськов и Аня Чиповская, на втором — Виктор Добронравов, Алексей Вертков и Ирина Купченко. В последние годы в фестивальных кругах наибольшую славу Разыкову принесли картины, показанные в конкурсе «Кинотавра», — «Турецкое седло» и «Керосин» с пожилыми и малоизвестными актёрами в главных ролях. Во «Французском мастере» Разыков вновь снимает своего любимого артиста последних лет Валерия Маслова, сотрудничающего с режиссёром в четвёртый раз (пусть в эпизоде, но очень важном). Съёмки картины проходили в Ярославле, но никаких парадных кадров нет. Сеттинг — безликий провинциальный город в хорошем состоянии.
«Французский мастер» отлично прикидывается триллером. Перед зрителями предстаёт одинокий немолодой мужчина, который ежедневно профессионально прикасается к юным женским телам. Герман всегда мрачен, да и толком не понятно, что творится у массажиста в голове. Это идеальный кандидат на маньяка. Но в то же время каждый день Герман обедает в полюбившемся месте и общается с официанткой Мариной (Мария Карпова), мечтающей оказаться на массажном столе посетителя кафе. Это и показатель статуса, и возможность познакомиться со специалистом поближе. Потенциальная романтическая линия разбивается о холодность и отрешённость Германа. Мыслями седоватый мужчина в школьных годах, когда встретил первую и единственную любовь.
Разыков — опытный и мастеровитый постановщик, аккуратно обманывающий зрительские ожидания и представляющий несколько вариантов развития событий. Загадочная фигура центрального персонажа позволяет фильму уйти в детективную или мелодраматическую сторону. Благодаря своей работе Герман — наблюдающий за развитием чужих жизней свидетель, отмечающий пошлость, пустоту и предсказуемость помыслов клиенток. Для немолодого мужчины недостижимым идеалом так и осталась первая любовь. В настоящем же массажист предаётся разве что приятным воспоминаниям, снова и снова рисуя в воображении учительницу французского языка. Герман не живёт сегодняшним днём, поэтому героя не интересует делёжка наследства родителей со сводным братом (Вертков). Даже заигрывания официантки не вызывают никаких эмоций. Материальные заботы мелки в сравнении с недостижимым идеалом истинной любви.
Прошлое в фильме показано в намеренно светлых тонах — беззаботные воспоминания о детстве Германа, время счастья. В кадре звучит музыка Густава Малера, школьник пока не успел разочароваться в жизни. Большой загородный дом, родители сидят в плетёных креслах, на улице солнце, декорации чеховской пьесы — подобным образом Никита Михалков рисовал преддепрессивное время в «Утомлённых солнцем». На контрасте в настоящем массажный кабинет Германа сер, холоден, тонет в полутьме. Разыкова при желании можно обвинить в несовременности, но, с другой стороны, режиссёр пользуется классическими приёмами для изображения зыбкости границы реальности и воспоминаний главного героя. Свет позволяет зрителям в одно мгновение отличить прошлое от настоящего.
«Французский мастер» разочарует любителей классических детективов или триллеров. Расследования исчезновения клиенток массажиста ждать не стоит. Это история о детских травмах, трагических событиях из прошлого, которые не дают жить настоящим. Но автор даёт Герману надежду — точную копию первой любви. Но что если это лишь мираж, пленительный обман зрения? Страшного разочарования массажист может не выдержать.