Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Гении» — байопик Сэмюэла Беккета от режиссёра «Вселенной Стивена Хокинга»

Разрозненная биографическая драма с Гэбриелом Бирном и Эйданом Гилленом.

Добавить в закладки

1969 год, Стокгольм. Нобелевский комитет присуждает премию по литературе Сэмюэлу Беккету (Гэбриел Бирн). Рядом с писателем сидит жена Сюзанна (Сандрин Боннер). Сэмюэл отправляется по волнам памяти в прошлое и вспоминает всех, перед кем чувствует вину: от матери (Лиза Дуайер Хогг) и Лючии Джойс (Грэйн Гуд) до супруги и любовницы Барбары (Максин Пик). Писатель ведёт диалог с совестью, которая представлена в виде собственной копии. Беккет в первую очередь пытается понять, кому обязан признанием, вполне возможно, что незаслуженным.

Фионн О’Ши в роли Сэмюэля Бекетта на кадре из фильма «Гении»

Фионн О’Ши в роли Сэмюэля Бекетта на кадре из фильма «Гении»

«Гениев» — весьма вольную биографию ирландского писателя, драматурга и одного из основоположников театра абсурда — снял британский мастер байопиков Джеймс Марш. Режиссёр в первую очередь известен как автор «Вселенной Стивена Хокинга», но также постановщик работал над сериалом «Однажды ночью» и основанной на реальных событиях «Гонке века». А «Оскара» Марш удостоился за документальный фильм о французском канатоходце Филиппе Пети «Человек на проволоке». Сценарий «Гениев» написал Нил Форсайт (сериалы «Золото» и «Вина»). Картина закрывала прошлогодний фестиваль в Сан-Себастьяне и сравнительно незаметно прошла в сезон премий.

«Гении» обещают историю дружбы Сэмюэла Беккета и Эйдена Гиллена. По крайней мере, двое ирландских писателей на равных красуются на постере. На самом же деле автор «Улисса» и «Дублинцев» становится героем лишь одного из эпизодов. Джойсу не удаётся уговорить юного коллегу по цеху жениться на его психически нестабильной дочери Лючии. Фильм поделен на несколько глав, каждая из которых озаглавлена именем близкого человека, перед которым чувствует вину Беккет.

Эйдан Гиллен в роли Джеймса Джойса на кадре из фильма «Гении»

Эйдан Гиллен в роли Джеймса Джойса на кадре из фильма «Гении»

Байопик открывает многообещающий эпизод. Сразу же после получения Нобелевской премии писатель встречает свою копию и начинает размышлять, кому бы отдать причитающиеся за престижную награду деньги. Фирменный беккетовский юмор, который помогал автору справляться с абсурдностью и ничтожностью человеческого существования, спрятан разве что в ироничных диалогах автора с совестью. Картине Марша не хватает шуток и задора, которые бы могли чуть снизить общий драматический пафос. 

В первой половине фильма писатель ведёт беседы с двойником в абстрактном пространстве — древней пещере с каменными столбами. В самой известной пьесе Беккета «В ожидании Годо» персонажи Владимир и Эстрагон встречаются в пустыне — никаких точных географических указателей нет. Внутренний мир писателя показан в схожем сюрреалистическом формате.

Марш понимает, что уместить биографию героя в два часа не получится, а потому берёт лишь ключевые эпизоды из личной жизни Беккета. Правда, творческая составляющая остаётся где-то в стороне. По окончании фильма так и нельзя сказать, как же сформировался неповторимый слог ирландца, в чём заключалась революционность прозы Беккета. Марша больше интересуют детские и взрослые психологические травмы писателя, так что картина превращается в местами любопытный сеанс терапии и саморефлексии. Забавно, что Гэбриел Бирн снимался в сериале «Пациенты», где на протяжении нескольких сезонов копался в себе и проблемах клиентов.

Гэбриел Бирн в роли Сэмюэля Бекетта на кадре из фильма «Гении»

Гэбриел Бирн в роли Сэмюэля Бекетта на кадре из фильма «Гении»

Пожалуй, интереснее всего поговорить о двух затрагиваемых в фильме темах. Во-первых, Беккет с большим сомнением относился к успеху и не считал славу заслуженной. Словно бы годы лишений и отказов приучили автора исключительно к борьбе, никакой радости даже после получения Нобелевской премии писатель не испытывает. Во-вторых, супруга Сюзанна не хочет, чтобы муж при жизни становился гением, общепризнанным классиком. Тогда супруга придётся делить: как с любовницей, так и с поклонниками. К сожалению, в послевоенное время депрессивный, но успешный писатель живёт со страдающей женой, которая отчасти напоминает Сэмюэлу мать. От былой любви не осталось и следа. Творческая слава никак не вяжется с личным счастьем.

«Гении» не говорят ничего нового о творчестве Беккета и лишь отчасти передают абсурдистско-ироничный мир произведений автора. Режиссёру не хватает смелости, а из фрагментарной структуры непросто сложить чёткое представление о главном герое. Однако байопик позволяет познакомиться с несколькими важными в жизни писателя людьми. Может быть, весь фильм режиссёр пытается доказать, что автора формируют исключительно среда и окружение. Мы не видим, как юный ирландец превратился в мудрого писателя, толком не наблюдаем за творческим становлением автора. Бирн крайне убедителен в роли немолодого Беккета. Ирландскому актёру не так часто выпадают столь большие роли. «Гениев» стоит посмотреть хотя бы ради талантливого артиста, но рассчитывать на захватывающую драму не приходится — скорее на последовательное изложение фактов из биографии Беккета.

Текст: Максим Ершов
1 комментарий
А
Обычно я согласен с оценками редакции, или даже хочу их завысить, но этому фильму я бы меньшую оценку поставил.
Несмотря на то, что явно оба писателя жили насыщенной жизнью, кино получилось на редкость скучным. Не фильм, а неловкая ретроспектива, перечисляющая события и персонажей. Сплошные сожаления, взгляды в прошлое и т.д. и т.п.
Я разочарован, с трудом досмотрел это тусклое кино , там только музыка кое-где спасает.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?