Интерактивный сеанс психотерапии, показанный на Роттердамском кинофестивале.
Фильм открывается чарующим пейзажем лесного озера, изображение которого перевернуто на 90°, так, чтобы водная гладь сменила привычную горизонталь на вертикаль, а по обе ее стороны оказались пугающе идентичные части леса. Здесь нет ветра, нет птиц, нет животных и нет людей. Это место лишено жизни и индивидуальности — все, что произойдет в правой части экрана, случится и в левой. Но время идет, и ничего не происходит. Что здесь оригинал, а что копия? Где настоящий лес, а где его отражение? Какой мир имеет право на существование, а какой обречен на уничтожение?
Писательница Стине (Марие Бах Хансен), радиоведущий Тейт (Миккель Боэ Фёльсгор), их пятилетний сын Немо (Михло Олсен) и пес по кличке Тарзан покидают шумный Копенгаген и отправляются в большое путешествие на машине. Мама с папой внимательно изучают шведский лес, чтобы не пропустить нужный поворот к деревянному домику, арендованному на ближайший год, а Немо всерьез рассуждает о различиях между Человеком-пауком и семейством паучьих. Вскоре радио в машине начинает шалить, подсказывая, что путники почти на месте — там, где они остановятся, не будет ни Интернета, ни мобильной связи, ни соседей, с которыми можно было бы здороваться по утрам. По крайней мере, так было написано в рекламном буклете.
Прибыв на место, герои тут же начинают делить пространство: это тебе, это мне; здесь я буду отдыхать, а здесь работать. Тейт забирает себе небольшую пристройку возле основного здания, чтобы там заниматься записью подкаста, ради которого семья и забралась так далеко в лес. Стине хочет наконец дописать роман, который начала еще в студенчестве, и потому она выбирает рабочий стол у стеклянной стены. Для Немо остается небольшая детская комнатка, но он хочет быть рядом с родителями, чтобы продолжить рассказывать им про пауков. Так идиллия, выдуманная взрослыми, начинает давать трещину.
Очень скоро станет ясно, что у рабочей поездки/ретрита/семейного отпуска есть куда более глобальная цель, чем могло показаться на первый взгляд. Когда-то Тейт изменил Стине, и теперь отношения между ними держатся на дежурных улыбках и молчании, будто любое слово может привести к необратимым последствиям. Стине отталкивает Тейта, когда дело доходит до интимной близости, но тянет к нему руки, когда хочет почувствовать тепло родного тела и успокоить тревожный ритм сердца. Она одновременно любит и не любит его, хочет наладить отношения и жаждет закончить их. Пытаясь найти возможность для прощения, Стине потеряла связь с собой, и теперь ей предстоит не только встретиться лицом к лицу с другой Стине, но и понять, кто из них прав.
Дебютный фильм датской постановщицы Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» (в оригинале Superposition), впервые показанный на 52-м Международном Роттердамском кинофестивале, обращается к теме двойничества не ради создания жуткой атмосферы, а для того, чтобы выстроить драму отношений в выгодных для нее декорациях — помочь героям начать узнавать себя. Когда во время очередной прогулки в лесу Стине видится среди деревьев незнакомка, она оставляет сына играть с пауками и начинает преследование. То, что происходит в этот момент с Немо, навсегда останется за рамкой кадра — трагедия одновременно случилась и никогда не происходила. Стине вернется к сыну, но он откажется ее признавать. Испугался одиночества? Увидел что-то страшное? Наступил на паука? А может, это уже и не Немо вовсе?
И пока зритель ищет ответы на вопросы и внимательно изучает лес в поисках подсказок, Люнгбю медленно, но уверенно будет рассказывать о том, ради чего мы все здесь собрались. Тревожно перемещаясь по зеленовато-синим мокрым лесам и манящим озерным водам цвета ночи, герои наконец начнут говорить. Эта речь будет избыточна, гневлива и полна обид, но лишь благодаря ей хрупкий лед под ногами Стине и Тейта начнет превращаться в твердую почву, и вся их поездка наконец-то обретет смысл.