Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Искушение» — драму о власти и женской любви в католической церкви

Скандальная драма Пола Верховена, ставшая жемчужиной 74-го Каннского кинофестиваля.

Добавить в закладки

Трейлер

Костюмированные фильмы о лесбийской любви повторяют одни и те же клише: шум одежд, внимание к частям тела и рассуждения о его свободе. Но «Искушение» (оригинальное название «Бенедетта») снял Пол Верховен, наиболее известный по «Основному инстинкту» (1992) с Шэрон Стоун. «Инстинкт» показал на экране страстный секс, далекий от жизни и находящийся в паре шагов от порно. Мужской взгляд (английский термин male gaze) режиссера выражен в объективизирующем изображении женщины: у нее всегда уложены волосы, выбрито тело и свежий макияж на лице.

Виржини Эфира в роли Бенедетты Карлини на кадре из фильма «Искушение»

Героиня Верховена — роковая блондинка, к ней нельзя подлетать близко, иначе сгоришь. Бисексуальность героини Стоун — это тоже выражение мужского взгляда, где лесбийский секс не вызывает отвращения у мужчины, как секс между ему подобными, а только возбуждение. К концу 2010-х Голливуд почти отказался от объективированного изображения женщин, что отражает мировую волну феминизма, меняющую сознание людей. Дополнительно появилось несколько фильмов о любви между женщинами, которые вывели ее из разряда экзотики, — «Портрет девушки в огне» (2019, Селин Сьямма), «Элиса и Марсела» (2019, Изабель Койшет) и «Аммонит» (2020, Фрэнсис Ли). Эти картины находят женскую привлекательность не в опасности, не в маскулинной цели «победить» и «получить приз», а в чувственности.

Виржини Эфира в роли Бенедетты Карлини на кадре из фильма «Искушение»

Парадоксально, но объективизирующий Пол Верховен тоже приходит к чувственности. Бенедетту (Виржини Эфира) в детстве поместили в монастырь строгих правил, где мало слов о Боге, зато много — о деньгах и власти. «Искушение» — антиклерикальное кино, сжигающее иллюзии вокруг святости церкви. Церковь, как и любая другая институция, — это театр, где люди должны играть определенные роли. Бенедетта была умной девочкой, стала умной женщиной, прекрасной актрисой, которая долго убеждала всех в том, что общается с Господом. Она воплотила современную поговорку fake it till, you make it (пер. с англ.: «притворяйся, пока не достигнешь цели»), а помогла ей настойка из семян мака, которую давали девушке во время ночных припадков. Если валюта церкви — это вера, то самый богатый — святой, «отмеченный» Богом. Полученный от снадобья аффект позволил женщине нанести на руки и ноги стигматы, доказательство связи с Небесами вследствие религиозной экзальтации.

Виржини Эфира в роли Бенедетты Карлини на кадре из фильма «Искушение»

Виржини Эфира в роли Бенедетты Карлини на кадре из фильма «Искушение»

Бенедетту не причисляют к лику святых, но делают новой аббатисой женского монастыря. Предыдущая глава, сестра Фелисита (Шарлотта Рэмплинг), увидела в действиях Бенедетты властолюбие, но настоящий грех Бенедетты в эготизме. Она поверила в собственную избранность, близость к Богу и перешла от человеческого самосознания к божественному. Поэтому мирские грехи ее не касаются. Бенедетта выбрала любовь, второй после Иисуса избранницей стала Бартоломея (Дафна Патакия), которая от семьи насильников сбежала в монастырь.

«Искушение» основано на документальной работе исследовательницы Джудит К. Браун, изучавшей лесбийские практики в эпоху Ренессанса. Пол Верховен почти не исказил фактов и сделал из Бенедетты женщину-альфу. Стоит отдать должное режиссеру: он никогда не изображал женщин глупыми куклами, а следовал традиции фильмов-нуар, где femmes красивы, умны и хитры. Такова и Бенедетта, которая к финалу путает зрителя, так как уничтожает грань между игрой в верующую и своим обычным поведением. Можно сказать только одно: сердце Бенедетты принадлежит любви, которая не кончается любовью к Господу. Ее сексуальная свобода — это протест против догмы: «Худший враг — это твое тело». Верховен объявляет войну церкви, воспевает женскую красоту и тем самым добивается феминистского посыла в этой истории. Его радикальный жест в одном из снов Бенедетты, которая снимает с Христа набедренную повязку и видит женские части тела. Если Ариана Гранде написала песню God Is a Woman, то почему Полу Верховену нельзя снять об этом фильм?

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?