Новая работа Марии Садовской, режиссерки «Эскортниц».
У Инес (Хелена Энглерт) есть свой подкаст и амбиции стать успешной журналисткой. Однажды девушка получает ответственное поручение от начальницы — необходимо провести с популярным футболистом Максом (Петр Страмовски) три дня и написать о знаменитости статью. Сначала все идет отлично: Инес придумывает челленджи для спортсмена, поднимает охваты в социальных сетях и в целом хорошо проводит время. Но дружба с Максом становится опасной, а редакционное задание оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
Первое, что приходит в голову после прочтения сюжета: «Искушение» — духовный наследник «Пятидесяти оттенков серого». Посудите сами: девушка-журналистка, таинственный мужчина из высшего общества и обещанное обилие секса — перечисленное настраивает зрителя на польскую версию фильма о наивной девушке и влиятельном незнакомце. Но все не совсем так, как в картине Сэм Тейлор-Джонсон. Во-первых, Инес — вовсе не паинька, а уверенная в себе карьеристка с жаждой покорить столицу и любительница вечеринок. Во-вторых, наличие интимных сцен в сюжете выглядит скорее попыткой постановщицы разбавить и без того хаотичное повествование, чем желанием сделать образцовую эротическую картину. По мере просмотра становится очевидно, что Мария Садовская преследует иные цели, а «Искушение» где-нибудь в параллельной вселенной могло стать пронзительной драмой о насилии.
Так что же пошло не так? Закономерно хочется поговорить о драматургии. Если кратко, то «Искушение» — набор сцен без цельной структуры. Повествование скачет от одного тропа к другому, а герои предстают картонными фигурами без четкой арки персонажа. Картина несколько раз сворачивает на территорию романтической комедии (яркий пример — сцена со столкновением машин Инес и ее нового босса Филиппа), а потом стремительно перестраивается на канву других жанров — в основном тревожного триллера. Да и повествовательные ходы то и дело сбивают с толку. Когда Инес начинает работать с Максом, они запускают своеобразную игру в Сети: футболист должен поддаваться искушениям в прямом эфире — танцевать во время серьезного мероприятия, пробовать экзотические блюда и иными способами выходить из зоны комфорта. Казалось, что подобная завязка выглядит трамплином для развития фильма и возможностью для журналистки узнать истинное лицо спортсмена. Линия быстро отходит на второй план, и фильм превращается в корабль без якоря — блуждает бесцельно по морю и рискует пойти ко дну.
В беспорядочной ленте есть кое-что постоянное — отношения между Инес, Максом и Филиппом. У мужчин общее прошлое, на раскрытие которого уходит много времени. Футбол, соперничество, бывшая девушка — главная героиня вместе со зрителями по крупицам получает информацию. Впрочем, и любовный треугольник не оказывается заглавной темой. Ключевое постановщица приберегла напоследок, но обойдемся без спойлеров.
Смотреть «Искушение» — то же самое, что оказаться против своей воли на танцполе. Множество сюжетных ходов, подобно громким басам, не дают сосредоточиться. А чтобы услышать голос авторки, необходимо приложить усилия. Лишь к финалу сюжет разгоняется, а фильм наконец понимает, какой историей хочет быть. Если взять только развязку, в которую Садовская вложила больше сил, чем потратила на весь остальной хронометраж, то получается тяжелая драма об эпохе #MeToo и сексуализированном насилии. Звучит как нечто заслуживающее внимания. Но, к сожалению, заключительный аккорд не сглаживает углы, а выглядит разве что отрывком из другой картины.