Держащий каждую минуту в напряжении сай-фай о становлении нейросети как самостоятельной личности.
В теcной комнатке сидят трое: молодой человек, выглядящий как один из братьев Уизли, агент секретной службы (Синда Николс) и ещё один агент секретной службы (Дэвид Гирард). Молодого человека зовут Гаррет (Франклин Ритч), он графический дизайнер, его подозревают в распространении откровенных фото- и видеоматериалов с несовершеннолетними. Довольно быстро выясняется, что подозрения не только беспочвенны, но даже напротив — Гаррет сам вычисляет педофилов в онлайн-чатах и передаёт данные о растлителях компетентным органам. Но почему-то Гаррет очень тщательно это скрывает. Почему-то ему совсем не хочется, чтобы о благородном хобби кто-то узнал.
The Artifice Girl, на русский переведённая как «Искусительница», — режиссёрский, сценарный и актёрский дебют Франклина Ритча в полнометражном кино. За фильм Ритч получил приз зрительских симпатий Fantasia — одного из самых престижных фестивалей фантастического кино в мире. Заранее о картине лучше не знать ничего, даже официальная аннотация, рассказывающая о специальной компьютерной программе, созданной для поиска педофилов, уничтожает львиную долю интриги в первой трети фильма. С другой стороны, это, конечно, обманка — зрителя, пришедшего за историей о том, как искусственный интеллект выходит из-под контроля, или предвкушающего детектив о поиске преступников, ждёт разочарование. «Искусительница» — не остросюжетный детектив и не фантастический триллер, а головоломка об обретении субъектности, психологический эксперимент.
Фильм разделён на три главы, три диалога, три комнаты, между которыми зазор в несколько десятков лет. То есть ни о каком развитии характеров речи, конечно, не идёт. Первая часть — допрос-знакомство с Гарретом и его нейросетью, вторая — головоломные рассуждения о том, может ли набор нулей и единиц додуматься до чувств, где заканчивается искусственный интеллект и начинается оригинальный, третья — результат осознания нейросетью субъектности. Как некоторые романы больше похожи на сборники рассказов, так и «Искусительница» наверняка зарождалась как три коротких метра. Автор, более скупой на замыслы (но более обеспеченный деньгами), мог бы сохранить несколько идей для будущих картин, но, к счастью, Франклин Ритч не таков.
Фильмов в жанре «робот тоже человек» снято уже очень много, картин о запутавшихся в собственных творениях программистах тоже немало. «Искусительницу» от них отличает сжатость и строгое следование концепту. Да, может, в ленте нет поэзии, как в «После Янга» Когонады, и плакать не захочется, как после «Двухсотлетнего человека» Коламбуса, но есть крепчайший сценарий и стремительный поток рассуждений, который легко мог бы относиться и ко многим другим областям жизни, не только к искусственному интеллекту. Если очень долго изображать эмоции, в какой момент они станут настоящими? Чем идеальная имитация отличается от подлинника? Где проходят границы этичного обращения с новой формой жизни? А как их вообще определять? Может, это и не самые оригинальные вопросы, но, кажется, ещё никогда раньше зрителя не били ими в лоб — за фильмом видится телевикторина, где все ответы неправильные.
Из сочетания американской научной фантастики 1960-х и DIY-подхода авторов вроде Шейна Каррута, снимавших сай-фай практически без бюджета, режиссёр Франклин Ритч смог создать крепкий дебют. Фильм вряд ли захочется пересматривать, разгадывать одну и ту же головоломку больше одного раза удовольствие сомнительное. Но одного мозгового штурма более чем достаточно, чтобы ждать новой картины автора. И хочется верить, что в следующий раз продюсеры выдадут Ритчу хоть какой-нибудь бюджет, чтобы следующий фильм состоял не только из диалогов в четырёх стенах. «Искусительница» — ещё один яркий пример того, что главное в кино это сценарий, а всё остальное пусть не сразу, но приложится.