История взросления в мире, где люди превращаются в зверей.
Земля охвачена волной невиданных мутаций: люди постепенно превращаются в зверей. Напасть постигла французского повара Франсуа (Ромен Дюрис) — так называемым существом стала супруга Лана (Флоранс Деретц). Зверей размещают в специальных центрах, где мутантов держат в клетках и изучают. Лану переводят в филиал на юге Франции. В ближайший городок переезжают Франсуа и сын Эмиль (Поль Киршер). Микроавтобус с существами попадает в аварию на дороге. Звери, в том числе Лана, оказываются на свободе. Франсуа и Эмиль не доверяют полицейским и сами отправляются на поиски. В это же время подросток замечает у себя первые признаки мутации.
«Королевство зверей» открывало программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Это всего второй после приключенческой мелодрамы «Истребители» полнометражный фильм в карьере постановщика Тома Кайе. Для молодого автора «Королевство зверей» — кино амбициозное, с обилием визуальных эффектов, и явно не из дешёвых.
Фильм начинается с места в карьер, без лишних объяснений. В результате мутаций люди начали превращаться в разных зверей. Кто-то стал антропоморфным орлом, другой — волком, третий — ящерицей. Как передаётся мутация? Можно ли как-то защититься? Пока ответов нет. Ничего лучше, чем упрятать зверей в специальные центры, где можно хотя бы наблюдать за популяцией, человечество, конечно, не придумало. В фильме экономичными средствами показаны полярные мнения относительно будущего. Есть как сторонники мирного сосуществования со зверьми, так и считающие, что созданий необходимо истреблять. Разных позиций придерживаются как одноклассники Эмиля, так и коллеги Франсуа. Есть ещё учтивая сотрудница полиции Жюлия (Адель Экзаркопулос), которая сочувствует существам и не согласна с жёсткими мерами властей, но роль героини сводится к разговорам с тоскующим отцом и понимающим взглядам.
«Королевство зверей» моментально привлекает зрительское внимание необычным антиутопическим сюжетом и несколькими эффектными сценами. Существ любопытно пристально рассматривать — художники-постановщики, художники по костюмам и гримёры поработали на славу. Масштабность и оригинальность задумки заставляют гадать, что же скрывается за происходящим на экране. Вариантов множество. Первая реакция людей на появление мутаций напоминает начало 2020 года, когда человечество только узнало о пандемии коронавируса и растерянно искало пути решения глобальной проблемы.
Монстры и зомби в хоррорах или антиутопиях традиционно являются метафорой расизма и нетерпимости к другим. Пожалуй, в картине интереснее всего наблюдать за поляризацией общества по признаку отношения к существам. Больной вопрос разделяет знакомых, точек соприкосновения не видно.
Можно в отношениях людей и существ увидеть метафору болезни, мотив кафкианского «Превращения». Ещё вчера близкий человек сегодня стал жуком, изменился до неузнаваемости. Франсуа пытается видеть в Лане человеческие черты, Эмиль же словно давно попрощался с мамой. Так Кайе представляет две позиции на встречу со смертельной болезнью.
Почему человечество вообще постигли мутации? Кайе не даёт чётких ответов. То ли климатически изменения, загрязнение воздуха и наплевательское отношение к природе, то ли божья кара за неумение жить в мире и согласии с флорой и фауной. Намёки есть на различные варианты.
«Королевство зверей» заметно теряет накал, когда переходит от общего к частному. На первом плане драма Франсуа и Эмиля. Отец отчаянно ищет жену и признаётся, что не знает, рад будет отыскать супругу или боится встречи с теперь уже существом. Сын в одиночку справляется с пугающими изменениями тела и находит друга в лице человека-птахи Фикса (Том Мерсье). Кайе крупным планом показывает, как Эмиль мучительно вырывает растущие когти, стараясь остановить неминуемые трансформации, и спешно сбривает покрывающую всё тело шерсть. Режиссёру важно передать зрителю чувство дискомфорта, потому в ход идут натуралистичные сцены. Как и главная героиня «Сырого» Жюлии Дюкурно, Эмиль начинает испытывать тягу к крови и мясу. Животные инстинкты берут верх. Подросток боится, что другие узнают его секрет, и ничего не говорит отцу.
Для главных героев мутации близких становятся серьёзной проверкой на человечность. Да, любимые в прямом смысле становятся животными, но важно в экстремальной ситуации руководствоваться гуманизмом. Ключевой вопрос — смогут ли отец с сыном найти общий язык и действовать сообща?
Фильм Тома Кайе можно называть и боди-хоррором, и антиутопией, и фантастикой, и приключенческим фэнтези. «Королевство зверей» действительно одна из самых оригинальных картин года, да ещё и на стыке авторского и массового кино. Жаль, что интересная задумка утопает в незаконченных сюжетных линиях и приходит к весьма традиционной для последних лет истории взросления. По первым минутам казалось, что Кайе может удивить сильнее. Увы, французскому режиссёру не удаётся в полной мере развить многообещающие идеи столкновения человека с неизведанной болезнью.