![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Гангстеры, стриптиз и неожиданный интерес Disney: автор «Красной армии» вновь изучает удивительный мир отечественного хоккея.
Гангстеры, стриптиз и неожиданный интерес Disney: автор «Красной армии» вновь изучает удивительный мир отечественного хоккея.
СССР только развалился, в новообразованной России — мрак и разруха. У хоккейного клуба ЦСКА, до этого лучшего в стране, стремительно кончаются финансы: Ледовый дворец уже больше похож на свалку, дети передают друг другу майки после тренировок, потому что играть просто не в чем, а в подвале спортивного объекта вдруг завёлся стриптиз-клуб — надо ведь хоть откуда-то брать бюджет. В эти непростые времена несколько дельцов из американской команды Pittsburgh Penguins решаются на авантюру. Они хотят вложить деньги в российский клуб, а взамен получить возможность подписывать молодые таланты из России себе в НХЛ. От американцев в Москву отправляется харизматичный маркетолог Стивен Уоршоу (среди управленцев ЦСКА больше известный как Жопа с ручкой). Он понимает, что вести бизнес в России — задача не для слабонервных.
Режиссёр Гейб Польски неровно дышит к советскому хоккею: в 2014-м он уже снимал документальный фильм «Красная армия» — о том, как на жизнь пяти легендарных отечественных спортсменов повлияли политические и социальные изменения в стране. В «Красных пингвинах» режиссёр продолжает внимательно изучать связи между жизнью на льду и вне его: на фоне истории распада Советского Союза и болезненной мутации России в капиталистическую страну рассказывает о безумной авантюре американских бизнесменов, столкнувшихся с суровыми реалиями русских 90-х. По сути, Польски делает не столько кино, сколько журналистское расследование — показывает парад «говорящих голов» (среди них тот самый Уоршоу, «серый кардинал ЦСКА» тех лет Валерий Гущин и многие другие), которые под редкие архивные кадры пересказывают события со своей точки зрения.
Этого в целом хватает: история «Красных пингвинов» настолько красноречива сама по себе, что как будто и вовсе не нуждается в рассказчике. Но всё-таки к журналистскому почерку Польски есть большие вопросы. Для истории с таким количеством уникальных переменных — американский бизнес, российские гангстеры, армия, Disney, танцующие на льду стриптизёрши — он слишком часто обращается к обобщениям и трюизмам. В России было плохо, всем заправляла мафия, ничего не работало как надо — эти мысли по кругу циркулируют в картине, никуда толком не развиваясь. Вместо того чтобы подробнее рассказать о механике взаимодействия тех же Гущина и Уоршоу, он с десяток раз показывает кадры разрухи на московских улицах или эпизоды со стрельбой по Дому Правительства. Его подход хорошо иллюстрирует один момент из фильма: в нём американский маркетолог рассказывает, что с ним в России происходило, мол, много безумных вещей. Но каких именно, Польски как будто бы и не интересует: он довольствуется сухим фактом, что что-то странное в принципе происходило, а затем рвётся побыстрее вернуться к вопросам геополитического масштаба. Исторический контекст для Польски интереснее, чем сама история.
Кому-то такая оптика может понравиться — особенно западному зрителю, не очень-то понимающему, что такое «русские 90-е». Для нас же это всё слишком знакомо: без хоккея (а его тут обидно мало) «Красные пингвины» превращаются в очередной и далеко не самый шокирующий выпуск «Криминальной России». Тут сложно не вспомнить о фильме «Экспорт Рэймонда», который абсолютно схожую проблему — столкновение американского бизнеса с русскими реалиями (там создатель «Все любят Рэймонда» приезжает в Москву, чтобы проследить за созданием адаптации его сериала, которую позже все узнают как «Ворониных») — осмысляет куда более живо и честно. Точно так же шутит над разницей культур и недоумевает от особенностей российского менталитета — но при этом действительно пытается понять такую сложную для себя страну, предлагает свежий взгляд чужестранца на мир, который для нас естественен и понятен. У Польски же все попытки зафиксировать «русскую душу» заканчиваются на песне Gogol Bordello, то и дело играющей на фоне. Песне американской группы, созданной украинцем цыганского происхождения.