Обаятельный российский дебют о подростке, который не ладит с одноклассниками и мечтает уехать в Канаду.
После развода родителей подросток Валя Лапин (Михаил Иванов) остается с мамой (Надежда Лумпова) и переезжает вместе с ней из Москвы в провинциальный город. Отец тем временем уехал в Канаду, куда юноша намерен перебраться в ближайшее время. А пока Валя держится в стороне от одноклассников и попросту ждет долгожданного дня отъезда. Сверстники между тем не особо жалуют высокомерного новенького. Пережить тяжелый период в жизни Лапину помогает бег. На тренировках с физруком (Иван Добронравов) герой прячется от сложной действительности и параллельно готовится к городским соревнованиям.
«Лапин» — детище молодых кинематографистов Влада Краснослободцева и Аси Олешкевич, выпускников Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Премьера фильма прошла на фестивале «Дух огня», картина также была показана на фестивале «Окно в Европу». Подростковое кино от отечественных режиссеров напоминает по духу зарубежные сандэнсовские картины: «Лапин» — чувственная инди-драма с теплой цветокоррекцией, живыми героями и понятной для каждого историей.
Одна из главных задач фильмов о взрослении заключается в передаче настроения нежного возраста и мироощущения главного героя. К счастью, у дебютантов хорошо получается выстроить маленький мир Лапина и отразить противоречивый характер подростка. Валя не всегда ведет себя красиво: как и любой школьник, он порой выходит из себя, злится и раздражает окружающих. Мы наблюдаем за сложным подростком, внутри которого бурлит котел эмоций. Весь окружающий мир кажется Лапину враждебным, а в провинции герой чувствует себя лишним и одиноким. Для выросшего в столице парня будни в новой школе оказываются сущим наказанием: новенький смотрит свысока на окружающих и считает дни до отъезда в Торонто. Вспомните, как героиня Сирши Ронан в «Леди Бёрд» грезила умчаться подальше от уютного Сакраменто, в огромный Нью-Йорк: вероятно, каждый второй подросток из маленького города (не только в кино) живет в режиме ожидания, чтобы открыть перед собой огромный мир возможностей. Но режиссеры словно предлагают заземлиться, сосредоточиться на настоящем, фиксировать реальность вокруг и отыскать радость в сегодняшнем дне. Да, задача далеко не из легких, особенно когда тебе пятнадцать и ты переживаешь развод родителей.
Валя снова и снова вступает в конфликты с окружающими (по большей части по своей вине) и сталкивается со жгучим чувством разочарования. Молодые авторы тонко изображают неповторимое время пубертатного периода, когда внутри зарождается ложное убеждение, что никто не в силах тебя понять. Утешение юноша находит в беге, разговорах с физруком и общении с одноклассницей Лизой (Таисья Калинина): девочка оказывается единственной из всего класса, кто проявляет желание наладить контакт с новеньким. Сверстники обсуждают английский, блуждают по местным просторам, катаются на качелях и шаг за шагом выстраивают доверительные отношения. Здесь хочется отметить, насколько у «Лапина» удачный каст: Иванов и Калинина создают магию дуэта двух школьников, которые не всегда могут ясно выражать свои мысли и чаще всего понятия не имеют, как следует поступать правильно.
Краснослободцев и Олешкевич органично сочетают элементы двух жанров: подросткового кино и спортивной драмы. Бег — важная составляющая идентичности Вали и фильма в целом. Когда Лапин бегает, ему удается достичь чувства освобождения, легкости и на время отстраниться от жестокой реальности. Спорт и тренировки превращаются в безопасное место, где подросток постепенно находит себя и приводит в порядок хаос в голове. Кульминацией картины становится сцена соревнований, когда герой мчится по стадиону, а зрители затаив дыхание наблюдают за талантливым бегуном.
«Лапина» без преувеличения можно назвать одним из достойных российских дебютов года. Это шероховатое и предсказуемое кино о неидеальных людях с узнаваемыми проблемами. Мы видели подобное тысячу раз, и едва ли «Лапин» сильно отличается от других представителей жанра. Но, как известно, каждая история о взрослении неповторима и уникальна. А значит, и путь самодовольного Вали Лапина неизбежно затронет чьи-либо сердца.