Незаслуженно раскритикованный дебют о поиске национальной идентичности.
В юности кореянка Аманда (Сандра О) сбежала от матери в Америку. Там родила дочку, перебралась на отдалённую пчелиную ферму и навсегда забыла свои корни. Но от прошлого не скрыться. Однажды на пороге дома появляется дядя с прахом. Оказывается, старушка умерла, а в последние секунды жизни произнесла всего одно слово — настоящее имя Аманды, Су Хён. Женщина быстро выпроваживает незваного гостя и убирает урну в подвал, однако зло уже рядом. Ей повсюду мерещится дух погибшей родственницы, а страдает от последствий видений самый близкий человек — любимая дочь Крис (Файвел Стюарт).
«Мама» — не такое безнадёжное кино, как может показаться, если открыть агрегаторы оценок критиков или IMDb. Оно неровное, порой даже драматургически дилетантское, но абсолютно искреннее во всех своих посылах. Режиссёрка Айрис Шим, как и её героиня, — американка корейского происхождения, которая оказалась на распутье двух культур. И в качестве главного инструмента для диалога сознательно выбрала хоррор: жанр, понятный на всех языках и в любом уголке мира. Ведь у страха глаза велики, а лицо — как под копирку.
Правда, полнометражный дебют режиссёрки моментально даёт сбой. Если говорить о «Маме» как о полноценном хорроре, то придется согласиться с западными критиками. Четверть хронометража — шёпоты и крики в беспросветной темноте, смазывающей героев в один неразличимый силуэт. Другая четверть — прилежно экранизированная методичка о домах с привидениями. Позади жутко скрипят полы, впереди маячит таинственная фантомная фигура, а за каждой нервной паузой следует поджидавший в засаде джампскейр. Универсальный язык хоррора у Шим превращается в функциональный и совершенно неэмоциональный жанровый эсперанто.
Зато «Мама» преуспевает на поприще трогательной паранормальной драмы о нездоровой родительской любви. Гиперопека, комплексы матерей и отцов, переносимые на детей, культурный разрыв между поколениями — Шим пишет автопортрет жирными, но узнаваемыми мазками. Немного пасторали на фоне пчелиных ульев, немного американской трагедии о поиске идентичности, но в конечном итоге «Мама» всё-таки находит центральный нерв истории. Пусть и воплощается он в одном лишь образе Сандры О — актрисы, которой не впервой играть женщин в замешательстве и экзистенциальном кризисе.
Другое дело, что в споре между Востоком и Западом «Мама» явно отдаёт предпочтение последнему. Шим даже не пытается примирить две разные национальные эстетики: все — включая подбор актрис и тематику — выполнено в стилистике независимой американской драмы. Режиссёрка скорее не отвечает на вопросы, а весь фильм нежно треплет себя по плечу и приговаривает: «Не забывай корни — помни». Что ж, и такие аффирмации тоже имеют смысл.