Вики Крипс и Вигго Мортенсен ищут счастье на фоне Гражданской войны в США.
В Америке 1860-х пересекаются пути датского иммигранта Холгера Олсена (Вигго Мортенсен) и франко-канадской аристократки Вивьен Ле Куди (Вики Крипс). С первой встречи герои тянутся друг к другу и уже совсем скоро вместе переезжают в другой город. Домик в пустыне и грезы состариться бок о бок — счастье было так близко. Но планы рушит Гражданская война: к недовольству Вивьен, Олсен принимает решение присоединиться к Союзу. Теперь женщине необходимо в одиночку выживать в совершенно мужском мире.
Четыре года назад Вигго Мортенсен встал по ту сторону камеры и снял трогательную драму об отношениях отца и сына «Падение». На этот раз актер пробует себя в абсолютно другом жанре — вестерне. Премьера «Мертвых» прошла на фестивале в Торонто в 2023 году. Тогда в Канаде свои работы показали сразу несколько известных актеров: например, дебютировали в режиссуре Кристин Скотт Томас, Крис Пайн и Анна Кендрик. Мортенсен среди коллег выглядел опытным постановщиком: как-никак актер представлял уже вторую картину.
«Мертвые не причиняют боли» начинаются как самый обыкновенный вестерн: мужчина в ковбойской шляпе расстреливает людей в салуне и безнаказанно скрывается на лошади. Череда насилия сменяется романтикой: двое одиноких людей встречаются, надеясь больше не разлучаться. Срабатывает магия дуэта: Мортенсен и Крипс столь органично смотрятся рядом, что в родственность душ веришь без лишних реплик и объяснений в любви. Герои пускаются в путешествие под названием «совместная жизнь»: нежно переглядываются и устраивают быт в хижине, что стоит посреди пустынного ландшафта. Вивьен, бывшая флористка, не может сдержать негодования — на земле нет ни ростка. Женщина начнет сажать деревья и цветы, и, кажется, вместе с флорой должен расцвести и семейный покой. Но персональный рай терпит крах: долг Олсена перед страной превышает ответственность за благополучие жены.
Вивьен остается одна в чужом городке, пропитанном коррупцией и жестокостью. Быть женщиной во второй половине XIX века само по себе испытание, быть одинокой и привлекательной женщиной — сущий ад. В середине картины Мортенсен ставит в центр истории героиню Крипс: Вивьен работает в салуне, терпит приставания местного женоненавистника и расиста, а после и вовсе самостоятельно воспитывает сына. На протяжении всего фильма режиссер позволяет себе лирические отступления — на экране появляются то ли виденья, то ли сны женщины о рыцаре в доспехах. Но в реальности никто не приходит спасать Вивьен. Она, как и ее любимая историческая личность Жанна д’Арк, может надеяться только на себя. К слову, в российский прокат «Мертвые» вышли 30 мая — именно в этот день в 1431 году национальная героиня Франции была сожжена.
Многие современные вестерны представляют собой переосмысление жанра. Очевидно, Мортенсен предпринял попытку показать суровое маскулинное кино с женской перспективы. Но назвать «Мертвых» феминистским вестерном можно разве что с натяжкой. Вивьен, конечно, независимая женщина, которая способна выжить среди подлецов и убийц. Но перед нами в первую очередь романтический интерес главного героя, несчастная женщина, которая обречена заставить мужчину переосмыслить свою жизнь. Да и получилась бы картина столь чувственной без Вики Крипс? Люксембургская актриса — главный козырь Мортенсена. Своей волшебной игрой фестивальная звезда, как известно, способна осветить любую ленту, но едва ли это комплимент фильму.