
Предсказуемый приключенческий экшен о не самой известной операции времён Второй мировой.
1942 год, разгар Второй мировой войны. Немецкие подлодки доминируют в Атлантическом океане и уничтожают десятки американских и британских кораблей. Военные из США не могут добраться до Европы из-за вездесущих субмарин, хотя Уинстон Черчилль (Рори Киннер) регулярно просит о помощи. По данным разведки, основной базой подлодок может быть гавань острова Фернандо-По, входящего в состав Испанской Гвинеи — колонии нейтральной страны. Формально находящиеся там корабли являются гражданскими, открыто атаковать суда нельзя. Тогда Черчилль собирает группу отчаянных диверсантов во главе с майором Гасом Марч-Филлипсом (Генри Кавилл), который никогда не подчиняется приказам. Коммандос предстоит опасный рейд в стан врага.
Формально «Министерство неджентльменских дел» основано на одноимённой книге британского журналиста и писателя Дэмиена Льюиса. Однако от литературного первоисточника Гай Ричи оставил только время и место действия, основные детали операции «Почтмейстер» и имена главных героев. Изначально было трудно ожидать, что британский постановщик будет точно следовать реальным событиям и снимать сухое драматическое кино о важной странице Второй мировой. Конечно, документальная основа добавляет повествованию веса и увеличивает ставки, но у Ричи всё равно получается легковесный, но местами зрелищный боевик, в котором нет места подробному раскрытию персонажей и анализу эпохальной операции. Получается почти что сказка с десятком условностей, на которые лучше побыстрее закрыть глаза.
Британский режиссёр прославился в конце 1990-х – начале 2000-х лихими и остроумными криминальными комедиями и заслужил сравнения с Квентином Тарантино. Однако если американский автор в последнее время снимает исключительно редко, к каждому фильму подходит бережно и словно бы боится облажаться, заботясь о наследии для потомков, то Ричи разошёлся не на шутку и штампует новые фильмы с пугающей скоростью. Может быть, пауза была бы оптимальным решением, но кто ж остановит стахановца?
Британец возвращался к фирменным криминальным комедиям («Джентльмены»), ставил игривые голливудские блокбастеры («Шерлок Холмс»), не брезговал игровыми ремейками диснеевских анимационных картин («Аладдин»), пробовал себя в серьёзных военных драмах («Переводчик»), искал применение талантам в средневековом эпосе («Меч короля Артура») и работал над честными брутальными боевиками («Гнев человеческий»). 2024-й ещё не закончился, но с начала 2019-го Ричи успел снять шесть полных метров и два эпизода сериала. С одной стороны, можно порадоваться и восхититься трудолюбием постановщика, с другой – фирменные трюки в виде динамичного повествования, броских диалогов и кровавых сцен не только не вызывают никакого удивления, но и приедаются.
Сюжет в «Министерстве неджентльменских дел» прост и прямолинеен. Пока группа диверсантов на шведском рыболовецком судне плывёт к острову Фернандо-По, парочка агентов в тылу готовят фундамент предстоящей операции. Коммандос в щепки крушат всех попадающихся на пути нацистов, а в Испанской Гвинее еврейская мстительница Марджори (Эйса Гонсалес) и владелец казино Херон (Бабс Олусанмокун) пытаются обаять главного нациста в Африке Хайнриха (Тиль Швайгер) и затуманить ему мозг. Две сюжетные линии неплохо дополняют друг друга. Диверсанты-рыбаки отвечают за чистый и душевный экшен — ещё бы, ведь к Генри Кавиллу прилагается Алан Ричсон, отточивший навык убивать хоть голыми руками, хоть холодным оружием, хоть любым другим способом в сериале «Джек Ричер». Марджори и Херон призваны порадовать зрителей, которым у Ричи больше нравятся ироничные диалоги и приветы знатокам культуры. Хайнрих цитирует «Касабланку» Майкла Кёртица: «Мне кажется, это начало прекрасной дружбы», — раз уж сеттинг африканский. А чтобы нацисты растаяли, Марджори поёт песню Курта Вайля «Мэкки-Нож» из пьесы «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта. В успешности операции сомневаться не приходится ни на минуту.
«Министерство неджентльменских дел» благодаря яркой победе горстки крутых парней над колоннами нацистов ставят в один ряд с «Бесславными ублюдками». Разница в том, что Тарантино с кинематографическим азартом переписывал историю, утверждал целительную силу фильмов. Ричи же в лучшем случае хочет напомнить британским мальчишкам о забытых героях Отечества. Но это задача максимум, минимум — сделать разудалое лобовое мужское кино о триумфе добра над злом. Пусть кровь льётся, головы летят в разные стороны, а смерти немцев приносят неописуемый восторг.
Пожалуй, пора признать, что в ближайшее время британский автор не собирается удивлять публику. Ричи перешёл на конвейерное производство и способен лишь создавать разные соединения из давно проверенных элементов. «Министерство неджентльменских дел» может разочаровать предсказуемостью и поверхностностью, но это если ожидания высоки. Кажется, подобные фильмы Ричи способен снимать с закрытыми глазами и одной левой. Жаль, что никаких новых высот техничный постановщик брать не намерен.