Отъявленный скептик отправляется на поиски мистики и сверхъестественного.
Доктор парапсихологии Нандор Фодор (Саймон Пегг) получает письмо от своего коллеги Гарри Прайса (Кристофер Ллойд), в котором учёный рассказывает невероятную историю одной семьи и предлагает известному скептику изучить дело Ирвингов. Уважаемая пара с острова Мэн утверждает, что на их ферме живет неизвестное разговаривающее существо, похожее на мангуста. У каждого жителя городка есть своя байка о встрече с легендарным зверьком. Нандор вместе с помощницей Анной (Минни Драйвер) отправляется выяснять, существует ли на самом деле святой дух Джефф, как сам себя называет говорящий мангуст.
Стоит отметить, что при всей абсурдности и фантастичности кино основано на реальной истории 1930-х годов, в которой и принимали участие все упомянутые персонажи: был там и писатель и исследователь паранормальных явлений Гарри Прайс, написавший отчеты о посещении фермы Ирвингов, и парапсихолог, психоаналитик и журналист Нандор Фодор, чьи очерки о происходившем в доме Ирвингов вошли в книгу «Меж двух миров». Авторам оставалось только наполнить мир говорящего мангуста свидетелями, которых на самом деле практически не было, и вложить в их уста невероятные рассказы о встрече с необыкновенным существом.
Казалось бы, из невероятного реального случая получился совсем уж незаметный фильм, который тем не менее не хочется оставлять вовсе без внимания, ведь все мы находимся в поисках чудес в реальной жизни. И история Нандора об этом. Для одних лента Адама Сигала станет драмой о влюбленности и поисках успокоения души, для других — фантастической комедией о безумцах, выдумавших друга. Кто-то воспримет записи Нандора Фодора как исследование психологии, а для четвертых это будет просто сказка на ночь.
В кадре есть все, чтобы порадовать глаз: бесконечная зелень холмов, красивые собаки и уютные интерьеры дома Ирвингов. Минни Драйвер оказалась в компании умопомрачительного каста, удивительного для такой будто бы камерной истории. Главная роль досталась Саймону Пеггу, играющему скептика, что отлично ложится на органику известного актера, прославившегося тесной работой с Эдгаром Райтом.
В роли ученого Гарри Прайса, появляющегося ненадолго в конце и начале картины, задействован ни много ни мало легенда кинематографа Кристофер Ллойд. И сколь бы мала ни была роль Дока, его появление всегда вызывает массу удовольствия и уважения к таланту великого актера. Сцены, где они с героем Саймона Пегга общаются в пабе, кажется, могли бы запросто стать отдельным фильмом, настолько жаль отпускать эту пару.
Во второстепенной, но, как всегда, максимально яркой и запоминающейся роли появляется Пол Кей. Актер маленьких, но ярких, комичных и в то же время важных для сюжета ролей, как обычно, играет с такой отдачей, что от него сложно отвести взгляд, даже когда в совершенно выбивающейся сцене актер демонстрирует участникам поминок (а заодно и зрителям) свой зад.
Несмотря на обозначенный жанр и вышеупомянутую сцену, «Нандора Фодора» нельзя чётко назвать комедией, пусть фильм нередко и вызывает улыбку и смешки. Скорее его можно обозначить как иронично-фантастический детектив. Не забывают создатели и подкинуть разные версии происходящего для полноты картины. Сначала мы знакомимся с Джеффом по записям учёного Гарри Прайса, затем видим ситуацию глазами самого Нандора Фодора. Так фильм продолжает играть не только с воображением Анны, ассистентки главного героя, но и со зрителями, оставляя место для собственных интерпретаций.
Ещё один факт про одну из главных ролей окажется совершенно ненужным тем, кто увидит картину в дубляже, но в то же время приятной маленькой мелочью для ценителей: Джеффа озвучивает не кто иной, как известный писатель Нил Гейман.
«Нандор Фодор и говорящий мангуст» — фильм о поисках истины и себя. Он сложнее, чем может казаться на первый взгляд. Комедия здесь растворяется в поисках реальности и того, во что мы верим. Уже во вступительной сцене герой во время интервью пытается объяснить, чем он занимается, передавая всю суть грядущего рассказа. Что на самом деле существует? Что есть реальность — то, что мы видим, можем потрогать, унюхать, услышать? А что если нечто видят и ощущают другие, даже если этого не видим и не чувствуем мы и миллион людей вокруг? Грань размыта и существует лишь в голове, рождаясь из прошлого опыта, неповторимого у каждого.