Новая работа Адама МакКея, автора «Власти» и «Игры на понижение», уже не столь остроумная, зато гораздо более злая.
Аспирантка Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс), работая над своей докторской, замечает на астрономических приборах ранее не известный космический объект. Радостная, она зовёт в лабораторию коллег, но расчёты доктора Рэнделла Минди (Леонардо ДиКаприо) вскоре сотрут с лиц пришедших улыбку. Оказывается, что комета огромных размеров летит прямо на Землю — и если ничего не сделать, то она с вероятностью в 99,7% убьёт всё живое на планете. Заручившись поддержкой НАСА, учёные едут на встречу с президентом (Мэрил Стрип), но той интереснее разбираться с политическими скандалами, чем с угрозой всемирного масштаба. Новость в прессе люди просто игнорируют, да и когда правительство всё же начинает действовать, идеи у него, прямо скажем, идиотские. Кажется, человечество обречено.
Адам МакКей в последние годы делал кино очень конкретным методом: брал важную, но сложную для обычного зрителя тему — вроде финансового кризиса («Игра на понижение») или механизмов работы Белого дома («Власть») — и объяснял простыми словами, с юморными инфографиками и прочими постмодернистскими приколами то, чему обычно посвящают долгие нудные документалки. В «Не смотрите наверх» он вроде бы внешне придерживается того же стиля: квазидокументальная съёмка с рук, колкие диалоги, внезапные стоковые кадры и всплывающие надписи, как бы ломающие ткань фильма и переводящие разговор в реальность. Но только события теперь вымышленные, эдакая фантазия на тему, понятную абсолютно любому обывателю: едкая сатира на пандемийную реальность, в которой правительство игнорирует очевидные угрозы, а люди ищут конспирологические заговоры там, где всё на самом деле прозрачно.
И такая смена контекста при сохранении стиля не идёт на пользу МакКею. Если раньше всё его драматургическое пижонство оправдывалось тяжеловесностью материала, то теперь оно выглядит несколько инородным: как будто тебе слишком сильно пытаются объяснить то, что ты знал ещё до начала картины. Да, правительство пальцем не двинет, пока его не припрут к стенке. Да, мейнстримные медиа пытаются любую новость сделать «комфортной» и не хотят пугать людей, даже когда это абсолютно необходимо. Поп-звёзды — пустышки, военные — напыщенные идиоты, мультимиллиардеры типа Маска — вовсе не спасители человечества, а социопаты с манией величия. Консерваторы же с либералами умеют только ругаться в Интернете и делать мемы, больше их ни на что не хватает. С последним, кстати, у фильма большая беда: «Не смотрите наверх» в одном эпизоде демонстрирует, как действия героев влияют на мировую Сеть, и видно, что МакКей совершенно не понимает культуру Интернета. Пытаясь показать мемефикацию событий, он становится похож на дальнего родственника с «Одноклассников», в 2021 году пересылающего всем в WhatsApp демотиваторы.
На протяжении двух часов «Не смотрите наверх» бросается в зрителя трюизмами, строит гиперболизированный портрет постковидного (или преметеоритного) общества, где все знакомые атрибуты выкручены на максимум. Иногда это смешно, почти всегда жутко нелепо — но очень редко остроумно. Но вот в чём фокус: кажется, в этот раз МакКей и не пытается взять остроумием. Его главное оружие теперь — подкупающая, искренняя злость на всех, кого он с таким упорством высмеивает. Политиков, бизнесменов, обывателей, даже либеральный Голливуд, только повод ищущий создать новый блокбастер на актуальную тему (то есть он смеётся и над собой тоже, полностью осознавая оппортунистическую суть своего фильма). МакКей показывает человечество, которое и не должно выжить, — и ты как зритель с удивлением ловишь себя на мысли, что тоже болеешь за комету. В этом смысле фильм ближе даже не «Власти» с «Игрой на понижение», а какому-нибудь «С меня хватит!», другой бронебойной и глубоко озлобленной сатире, которая вовсе не ставит себе целью быть хоть сколько-нибудь тонкой.
«Не смотрите наверх» самим своим существованием многое говорит о нашем мире. Потому что насколько же надо было довести автора вроде Адама МакКея — человека явно неглупого и чуткого к происходящему вокруг, — чтобы он отбросил все формальности и сделал кино настолько прямолинейное в своём посыле? Как будто бы он просто устал что-то объяснять и понял собственное бессилие перед зрителем, а потому решил просто убить человечество к чертям собачьим, напоследок в ярких красках показав всю его беспросветную глупость. Впрочем, совсем уж мизантропом его не назовёшь. Когда «Не смотрите наверх» заканчивает издеваться над всеми, кем можно, фильм вдруг раскрывается с совершенно новой стороны — как нежная мелодрама о людях, пытающихся в этом безумном жестоком мире сохранить остатки человечности. Только к финалу мы понимаем, зачем режиссёру вообще понадобились большие артисты вроде ДиКаприо и Лоуренс, а не комики с SNL. Вот для этих маленьких финальных сцен, где едкая ирония уходит на второй план, спрятавшись за историей маленьких обречённых людей, что за семейным столом в последние секунды жизни наконец понимают, зачем вообще существовали.
Неровная интонация фильма хорошо отзеркаливает настроение героев — весь фильм бегающие кругами и отчаянно пытающиеся что-то кому-то доказать, то впадающие в болезненную апатию, то теряющие путь из-за свалившейся популярности, они в конце всё же приходят к смирению с миром и самими собой. Лиричный, почти религиозный финал сильно выбивается из всего, что было в картине прежде, и в то же время чувствуется единственно правильным. И для этого конкретного фильма, и, судя по всему, для человечества вообще.