Рассказываем, какой получилась долгожданная новая часть «бондианы», после которой франшизу ждёт очередной перезапуск.
Джеймс Бонд (Дэниел Крейг) ушёл из MI-6 и наслаждается спокойной жизнью с Мадлен (Леа Сейду). Чтобы окончательно отпустить прошлое, он наведывается на могилу Джеспер Линд (девушки из «Казино “Рояль”» — там её играла Ева Грин), но та оказывается заминированной. Взрыв, осколки, пыль в глаза, и вот уже контуженный Бонд скрывается от преследователей, прыгая с мостов и лихача на мотоцикле. Он считает, что Мадлен предала его, и сажает девушку на поезд в неизвестном направлении, а сам скрывается на Ямайке.
Но и там его находят — в этот раз давний друг из ЦРУ Феликс (Джеффри Райт) просит перехватить русского учёного Валдо Обручева (Давид Денсик), перебежавшего к «Спектру» с опаснейшим новым оружием, нанороботами, которые проникают в кровь и передаются как болезнь — воздушно-капельным путем: летальный исход обеспечен всем, чья ДНК закодирована в их программу. Вскоре окажется, что «Спектр» тут ни при чём — за всем стоит некто Люцифер Сафин (Рами Малек), миллиардер с изуродованным лицом, у которого есть личные счёты с Мадлен, Эрнстом Блофельдом (Кристоф Вальц, злодей прошлой части) и, кажется, всем миром.
Многострадальная 25-я часть «бондианы» наконец добралась до кинотеатров — после мучительного производства, за время которого успел смениться режиссёр и весь концепт (изначально фильм должен был снимать Дэнни Бойл, но не сошёлся с продюсерами), после двух лет переносов и неудачных попыток продать франшизу какому-нибудь стримингу за баснословные деньги. Будто бы вся вселенная была против того, чтобы Дэниел Крейг оставлял роль Агента 007, и до последнего оттягивала момент его экранного прощания с образом.
А «Не время умирать» — именно что фильм-прощание, лебединая песнь того самого «нового Бонда», который с великого опенинга «Казино “Рояль”» сразу начал играть по своим правилам. Кино об Агенте 007 всегда старалось уловить дух времени, и крейговская инкарнация свой зафиксировала идеально: сначала на волне популярности Джейсона Борна «приземлила» шпиона, а затем — как бы предугадывая повальное увлечение большими нарративами и киновселенными — решила выстраивать эдакую франшизу внутри франшизы. Ведь, если подумать, «бондиана» времён Шона Коннери или даже Пирса Броснана — скорее набор отдельных фильмов, связанных общей эстетикой (и то не всегда) и заглавным персонажем: не столько человеком, сколько мифом, кем-то вроде Человека-без-имени или Безумного Макса. Крейговский Бонд — всё же простой смертный. Крейговская «бондиана» — единая цельная история.
Да, внутри неё есть свои удачи и промахи, причём идущие строго по порядку: за прекрасным «Казино “Рояль”» — сомнительный «Квант милосердия», за впечатляющим «Скайфоллом» — невнятный «Спектр». «Не время умирать» традицию не предаёт и заканчивает историю крейговского Бонда — щемящую трагедию героя не своего времени — на довольно высокой ноте. Элегантное прошлое вновь сталкивается со страшным будущим, подзабытые персонажи возвращаются, чтобы закрыть свои арки (Феликса мы не видели со времён «Кванта милосердия», Джеспер Линд тяжёлой тенью нависла над героем ещё с «Казино “Рояль”»). Бонд безуспешно пытается бежать от судьбы и искать любовь в мире, где, как выражается секретарь Манипенни, «все хоть раз пытались его убить». Теперь он уязвимее, чем прежде: влюблённый, старый, потерявший всё что можно — даже классический позывной «Агент 007» отдали наглой новобранке Номи (Лашана Линч). Джеймс Бонд времён «Скайфолла», с трясущимися руками и сбитым прицелом, не вызывал такого сочувствия, как этот.
Причём если в том же «Скайфолле» зависший в прошлом герой должен был сражаться с подчёркнуто «современным» злодеем-хакером, то в «Не время умирать» отношения старого и нового перевёрнуты на 180 градусов. Антагонист тут — классический сумасшедший мегаломаньяк с амбициями уничтожить мир «просто потому что», собственным островом и фразами из потёртого злодейского цитатника. А вот Бонд — уже безнадёжно «новый», слишком повзрослевший и серьёзный, чтобы заниматься такой чепухой. Он хочет просто жить, любить и наконец побороть собственные психологические травмы, пока его заставляют прыгать по крышам и строить ловушки в глухих лесах. Ему подсовывают «девушку Бонда» с декольте по пояс (короткий, но эффектный выход Аны де Армас), а агенту она неинтересна. Блофельд пытается втереть очередную таинственную ерунду, а всё, что хочет Джеймс, — задушить гада к чертям собачьим и пойти домой.
Ужас крейговского Бонда в том, что он одновременно не вписывается в современную повестку, но и ретроградным его не назовёшь. Вроде бы устарел, но миру ещё нужен: не зря же Номи в итоге отдаёт ему позывной, как бы принимая верховенство старых методов. Обновлённый, но слишком поздно: пока Джеймс копался в себе, мир захватили герои совсем другого толка. У «Не время умирать» всё в полном порядке с экшен-сценами — будут и прыжки на мотоциклах по узким европейским улочкам, и взлетающие в лесах грузовики, и однокадровая битва на лестнице с хореографией в духе какой-нибудь «Атомной блондинки», — но при этом режиссёр Кэри Фукунаги даже не пытается скрыть, что кино совсем не о взрывах и красивых трюках. В первую очередь это экзистенциальная драма «лишнего» человека. А экшен — просто красивый фон.
На самом деле личность Бонда настолько заслоняет собой всё остальное, что порой даже мешает фильму. Скажем, злодей с идиотским именем Люцифер Сафин тут вообще не нужен — на его месте мог быть кто угодно, и ничего ровным счётом бы не изменилось. Сюжетная линия с Блофельдом тоже торчит странным костылём: к тому же навязчиво напоминает о «Спектре», о котором, по-хорошему, хотелось бы поскорее забыть. Все мелкие и большие промахи, впрочем, оправдывает могучий финал — впервые в истории франшизы ставящий жирную точку в истории вечно мечущегося агента. Настолько жирную, что продолжать «бондиану» будет невозможно без полной ревизии. Но, как говорил герой в «Скайфолле», воскрешение — вообще-то его хобби.