Теплая комедия о незапланированной беременности и силе женской дружбы
Каждый День благодарения лучшие подруги Иден (Илана Глейзер) и Доун (Мишель Бюто) ходят в кино. Во время сеанса у беременной Доун неожиданно отходят воды. Иден присутствует на родах и всячески поддерживает подругу. Но на этом приключения девушки не заканчиваются: в этот же вечер героиня знакомится в метро с обаятельным парнем Клодом (Стефан Джеймс). Романтика имеет последствия — спустя несколько дней Иден обнаруживает, что беременна. Инфантильная барышня принимает решение оставить ребенка.
«Нежданчик» — редкий случай, когда фильм не пошел по предсказуемой дороге и не стал однотипным ромкомом. А ведь история Иден и Клода начинается как классический вариант тропа «милой встречи», за которой могли последовать конфетно-букетный период, череда препятствий и сентиментальный хеппи-энд. Но режиссерка Памела Адлон вознамерилась поведать миру не сказку о «жили они долго и счастливо», а реалистичный рассказ о том, как тяжело быть мамой, а точнее, мамой-одиночкой и мамой двоих детей (на примере героини Бюто).
Адлон сняла оду женскому телу. Мы наблюдаем, как подруги постепенно теряют контроль над своими жизнями. А весь сюжет так или иначе вращается вокруг физиологических изменений женщин: Иден привыкает быть беременной и оказывается во власти гормонов, а Доун сталкивается с трудностями грудного вскармливания. Поразительно, что жизнь на земле напрямую связана с женским организмом, но в кино все еще катастрофически мало уделяют внимания внешним и внутренним трансформациям матерей. «Нежданчик» не боится быть откровенным, неловким, забавным и неприятным. В первую очередь это касается сцен родов: постановщица напоминает, например, о том, что воды в действительности отходят совсем не так, как показывают в фильмах, а перед поездкой в роддом неплохо бы подкрепиться вкусной едой.
С первых кадров фильм наглядно демонстрирует, насколько крепка связь между героинями. Адлон акцентирует внимание на том, что в отношениях подруг нет ни капли стеснения, ни доли притворства. Иден не впадает в панику, когда Доун начинает рожать, а, напротив, находится рядом с мучающейся от боли женщиной каждую минуту. Доун, в свою очередь, не остается в долгу и сопровождает приятельницу практически на всех процедурах. Подруги после долгих лет дружбы сроднились до такой степени, что даже стали следить друг за другом по геолокации в телефоне. Режиссерка одновременно демонстрирует силу сестринства и показывает, как важно пройти сепарацию от самого близкого друга. Иден привыкла, что Доун всегда придет на помощь, и забыла простую истину: у той есть собственная семья, дети, муж, карьера, заботы по дому. И так, как в детстве, уже не будет: на смену грезам об утопической жизни под одной крышей с лучшей подружкой приходит осознание, что нельзя дружить без взаимного уважения личных границ.
«Нежданчик» редко впадает в драматизм. Адлон снимает незатейливую комедию на серьезные темы и говорит публике, что процесс взросления не заканчивается с появлением детей и постоянного места жительства. Дальше — только труднее, но оттого и интереснее. Стоит ли говорить, что после беременности и рождения ребенка жизни обеих героинь превращаются в кромешный хаос? Особенно перемены заметны на примере Доун — дантистка пытается балансировать между работой, домом с кричащими детьми, поиском няни, капризами лучшей подруги и отношениями с нежно любящим мужем — к слову, мужчины в фильме предстают образцами неизменной поддержки. С одной стороны, картина невероятно пугает изображением будней родительства и экзистенциального ужаса из-за монотонных дней. С другой – авторка дружески напоминает, что не только бардак в голове и вокруг будет всегда с тобой. Но и люди, готовые помочь навести порядок.