Что посмотреть
Лихие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP31ah4eFy
Рецензии

Рецензия на фильм «Оценка» — Элизабет Олсен и Химеш Патель играют с Алисией Викандер в «дочки-матери»

Фильм — участник программы «Специальные показы» кинофестиваля в Торонто.

Добавить в закладки
Рецензия на фильм «Оценка» — Элизабет Олсен и Химеш Патель играют с Алисией Викандер в «дочки-матери»
Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Кадры Постеры
Дмитрий Елагин
Дмитрий Елагин Автор film.ru с 2021 г. 89 публикаций

В мире будущего произошла страшная война, почти уничтожившая человечество. Ради выживания люди максимально экономят на всем: истребили всех животных, стали использовать только экологически чистые источники энергии, а государства отгородились друг от друга стенами. Для контроля популяции изобрели препарат синоксидин: он подавляет фертильность и позволяет жить более ста лет. Только избранным парам разрешают завести ребенка — для этого супруги должны удачно завершить семидневный тест, проверяющий родительские навыки. Миа (Элизабет Олсен) и Аарьян (Химеш Патель) решают испытать судьбу: к ним домой приходит экзаменаторша Вирджиния (Алисия Викандер) и после первого более-менее спокойного дня начинает периодически вести себя, будто она и есть маленькая дочка Мии и Аарьяна.

Фантастические антиутопии, мир которых отличается от нашего только несколькими продвинутыми технологиями, попадают в ряд high-low-концепт кинопроизведений. Ярчайший пример high-low-концепта — многие серии «Черного зеркала», где лишь пара вещей напоминают нам о том, что герои живут в мире будущего. Придуманная технология, авторская гиперболизация вскрывает какую-либо проблему современности, будь то зависимость людей от социальных сетей, политические фейки или гиперопека детей посредством технологий. Почти до самого финала дебюта режиссерка «Оценки» Флёр Фортюне идет по этому же пути: мир ее картины понятен после пары объясняющих предложений, быт героев не вызывает вопросов. Основной элемент фильм — испытание, которое обязаны пройти Мия и Аарьян ради зачатия ребенка. Строгий тест на родительство для каждого кандидата — интересный концепт, который можно рассмотреть с нескольких сторон.

Алисия Викандер в роли Вирджинии на кадре из фильма «Оценка»

Алисия Викандер в роли Вирджинии на кадре из фильма «Оценка»

Самый очевидный ракурс — психологически-социальный. Во время одного из заданий Мия и Аарьян за ночь строят мини-домик для Вирджинии: после завершения конструкции остается одна трубка, которая никуда не подходит. В инструкции к строению говорится, что никаких лишних деталей не должно остаться, иначе здание может рухнуть и поранить кого-то. Страх, который можно увидеть в глазах Мии, и ее последующее решение выкинуть трубку в море неподалеку отражают проблемы постоянной самокритики родителей. Образ «хорошей матери/отца» недосягаем, но тем не менее люди винят себя, когда совершают ошибки. Тему родительской вины режиссерка Фортюне развивает на протяжении всего фильма: супруги хотят пройти тест без каких-либо погрешностей, но раз за разом срываются, неправильно реагируя на выходки Вирджинии. Мысль о том, что родительство является испытанием, к которому никто не может быть полностью готов, ценна, но кажется, что не ради нее снималось кино. Слишком много лишних деталей, связанных с влиянием государства на людей и его контролем.

«Оценку» можно также рассмотреть с классово-политического ракурса. Во многих наиболее богатых странах уровень рождаемости падает: происходит это не из-за личного желания не рожать, а потому что потенциальные родители не чувствуют себя достаточно защищенными и не уверены, хватит ли им денег на ребенка. В «Оценке» безымянное государство не только стерилизовало почти все свое население, но и разрешает только лучшим людям, 0,1% из всех граждан запросить экзаменацию, то есть самым богатым и образованным. Вездесущий глаз правительства, силу его манипуляций воплощает чиновница Вирджиния: она подсматривает за сексом Мии и Аарьяна и ради дела готова подвергнуть свою жизнь опасности. 

Актерский состав фильма «Оценка»

Актерский состав фильма «Оценка»

Классическая черта антиутопий конца и середины XX века — это конфликт тоталитарного государства и слабого человека, желающего свободы и мечтающего о побеге. В «Оценке» общество также живет по тоталитарным законам выживания, где нет главного врага в лице другой страны, а есть только умирающая планета, ради сохранения которой можно пожертвовать чем угодно. Оказывается, что у людей во вселенной фильма есть альтернатива для существования — за пределами неназванного государства живут диссиденты, лишенные доступа к эликсиру «вечной молодости» синоксидину. Противопоставление свободного, но лишенного секрета долголетия общества и другого, закрытого и регулируемого жесткими правилами, создает еще один конфликт в «Оценке», слабо сочетающийся с проблематикой родительства, которой посвящена большая часть хронометража картины.

Дополнительно к этому команда сценариста выстроила еще третью сюжетную линию о побеге в мир компьютерной утопии. Аарьян работает дизайнером животных — он проводит многие часы в виртуальной комнате, где воспроизводит на компьютере вымершие виды питомцев, чтобы они могли составить компанию людям. Тема электронного рая, куда человек готов уйти с головой в попытке сбежать от реальных проблем, интересна, только она ломает правила игры произведения. Если технологии настолько продвинуты, что программист способен создать идеальное электронное животное, то ничто не мешает ему сделать ребенка. Возникает вопрос: «Почему не предлагать всем гражданам виртуальных детей и партнеров?» — но авторы картины оставляют его без ответа.

Придуманный сценаристами «Оценки» мир объемен и интересен, но чем больше его деталей появляется по ходу сюжета, тем больше возникает внутренних логических конфликтов и путаницы. Из «Оценки» очень тяжело выделить основную тему — настолько сюжет фильма, который, казалось бы, должен развиваться по ступеням семидневного экзамена, разбегается к финалу в разные стороны. Из-за этого первоначальная мысль о трудностях родительства и высоких запросах общества растворяется в постороннем шуме и кажется не важной, хотя именно на ней держится весь фильм.

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?