Невероятная история спасения детей из Праги накануне Второй мировой войны.
1987 год. Пожилой джентльмен Николас Уинтон (Энтони Хопкинс) живёт вместе с супругой Гретой (Лена Олин) в Мейденхеде неподалёку от Лондона. Супруги вот-вот станут бабушкой с дедушкой, а дочка Барбара (Ффайон Джолли) с младенцем собирается чаще заглядывать в просторный дом к родителям. У мистера Уинтона кабинет и даже сарай завалены кипами документов, которые нужно поскорее разобрать. Пенсионер возвращается в памяти к событиям 1938 года, когда при поддержке товарищей из британского посольства Николас (Джонни Флинн) спешно организовал беспрецедентную операцию по спасению детей из Праги. Войска Гитлера уже вошли в Чехословакию, так что война казалась делом времени.
Когда кажется, что про Вторую мировую уже всё сказано и всё написано, обязательно появляется либо фильм с удивительным режиссёрским решением, либо основанная на реальных, но почему-то доселе остававшихся в тени событиях драма. «Одна жизнь» снята по книге Барбары Уинтон, дочери главного героя литературного произведения и киноадаптации, «Если это не невозможно… Жизнь сэра Николаса Уинтона». Режиссёром фильма выступил Джеймс Хоуз, который прежде больше был известен работой на телевидении. На счету постановщика отдельные эпизоды сериалов «Сквозь снег», «Медленные лошади», «Алиенист» и «Чёрное зеркало». Премьера драмы прошла на фестивале в Торонто в прошлом году.
Действие фильма развивается в двух временных плоскостях, да ещё и с разным ритмом. В 1938-м молодой брокер с добрым сердцем Николас Уинтон едет на неделю в Прагу помогать беженцам из Судетской области, которая уже перешла под управление правительства Гитлера. Британец поражается, в каких жутких условиях во временном лагере находятся лишившиеся домов семьи. Особенно Николаса заботят судьбы детей, которых в холодную зиму наверняка ждёт смерть. Уинтон тут же звонит матери (Хелена Бонем Картер) в Лондон, узнаёт, какие документы нужны мальчикам и девочкам из Чехословакии, чтобы оказаться в Великобритании, и отправляется собирать все требуемые бумаги. Начинается кампания по поиску приёмных семей и денег на переезд. За несколько месяцев тяжелейшей работы удалось спасти 669 детей, но Уинтон всю жизнь сокрушался, что мог сделать больше, но 1 сентября 1939 года, с началом войны, границы закрыли, а оставшиеся беженцы отправились в концлагеря. В 1987-м британский пенсионер неспешно разбирает дом, копается в старых документах и ищет газету, которая бы опубликовала уникальный архив Николаса. Героем мистер Уинтон себя не считает, славы не ищет, просто хочет, чтобы история почти что 50-летней давности послужила уроком будущим поколениям.
Ритм повествования в двух временных пластах соответствует возрасту главного героя. В 1938-м разворачивается чуть ли не шпионский триллер, поскольку списки с детьми могут попасть в руки нацистов, да к тому же мальчиков и девочек нужно каким-то чудом провезти через границу. Каждый раз и у зрителей, и у британских активистов замирает сердце, когда в поезде проверяют документы. Нет никаких сомнений, что на кону жизни детей. В 1987-м мы видим неспешную сентиментальную ностальгическую драму о пожилом джентльмене, который внезапно становится гордостью страны. Мистер Уинтон идёт на передачу «Такова жизнь!» (That’s Life!) на канале BBC и знакомится с выросшими мальчиками и девочками, которых британец спас перед Второй мировой. Сдержать слёзы в этот момент решительно невозможно.
«Одна жизнь» — довольно стандартный байопик, который не пытается переизобрести жанр, хотя соединение юности и старости мистера Уинтона получается изящным. Создателям хватает такта и чуткости, чтобы рассказать невероятную духоподъёмную историю и не дать зрителям почувствовать, что перед ними манипуляция, попытка бесхитростно выжать слёзы. В картине нет пафосных речей, громкой трагической музыки и шокирующих кадров, зато хватает достойных людей, которые просто считали, что, спасая чужие жизни, поступают правильно.
Часто основанные на реальных событиях фильмы превращаются в скучный пересказ с заранее известным исходом. «Одну жизнь» отличает и динамика, и выдающиеся актёрские работы. Энтони Хопкинс парой забавных фраз и гримас заставляет смеяться. Отдельного упоминания заслуживает покачивающаяся, но полная достоинства походка пожилого джентльмена. Во флешбэках солирует энергичный Джонни Флинн, помогает строгая, но ироничная Хелена Бонем Картер. Да и во второстепенных ролях хватает знакомых лиц. Например, буквально на пару минут на экране появляется Джонатан Прайс.
«Одна жизнь» из тех редких зрительских фильмов, которым художественные изыски пошли бы во вред. Рассказанная на экране история настолько потрясает и трогает, что ничего лишнего не нужно. Драмы о бескорыстной доброте, храбрости и желании помогать другим никогда не бывают лишними, а в тяжёлые времена особенно. Николас Уинтон, а вместе с ним «Одна жизнь», напоминает, что рядом могут быть настоящие супергерои, единственной сверхспособностью которых является невозможность пройти мимо чужой беды.