Скорее не хоррор, а неплохая пародия на бесконечные фильмы ужасов про дома с привидениями.
Некогда популярный видеоблогер Шон (Джозеф Винтер) попал в опалу после некорректного ролика и потерял всех спонсоров. Стримеру-миллионнику пришлось записывать извинение, после чего финансирование вернулось. Шон прославился роликами, в которых бросал вызов своим страхам. Но (по собственному признанию) главная фобия Шона — привидения. Поиски контакта с потусторонним стример приберёг для особого случая. Перед Хэллоуином блогер отправляется в проклятый старый дом, построенный в конце XIX века. Более ста лет назад здесь повесилась одинокая девушка Милдред. Место стало культовым, и многочисленные охотники за привидениями не раз фиксировали в здании паранормальную активность. Обвешанный камерами и гаджетами Шон выбрасывает свечи зажигания автомобиля и запирается в доме с привидениями, чтобы не сбежать и провести страшный ночной стрим.
Премьера «Паранормальных явлений. Дома призраков» состоялась на американском фестивале SXSW. Это полнометражный дебют супружеской пары Джозефа и Ванессы Винтер. Режиссёры признаются, что фильм был их проектом мечты. Винтеры — большие поклонники хорроров, поэтому картину трудно обвинять во вторичности, это намеренное цитирование классики жанра.
Главные источники вдохновения режиссёров — мокьюментари «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» и хоррор Сэма Рейми «Зловещие мертвецы». От первого фильма «Паранормальным явлениям. Дому призраков» достались трясущаяся камера, интерактивность и страсть к съёмкам всего происходящего, от второго — замкнутая локация, использование практических спецэффектов и пластического грима. Стоит отметить и сходство видеоблогера Шона и Эша в исполнении Брюса Кэмпбелла. Стример борется не с зомби, а с призраками и монстрами. А чтобы одолеть нечисть, приходится обращаться к заклинаниям из древних книг, быстро гуглить значение надписей на стенах и из подручных средств делать защитные амулеты. Эш — безрассудный харизматичный лоботряс, Шон (играет его один из режиссёров, Джозеф Винтер) — пугливый, ни на секунду не смолкающий и быстро утомляющий персонаж. Фильм смотрелся бы ещё динамичнее и веселее с более привлекательным центральным героем. С другой стороны, возможно, авторская задумка была как раз в создании чистого жанрового аттракциона, в котором у зрителей не должно быть любимчиков, а монстры могут быть симпатичнее людей.
У картины супругов Винтер скромный бюджет. В США фильм, минуя прокат, сразу же выходит на стриминговой платформе Shudder. Для мокьюментари, в котором многие события сняты от первого лица (одна из камер висит на голове Шона), домашний просмотр кажется подходящим вариантом. Ужастик не может впечатлить ни эффектными сценами сражений с монстрами, ни головокружительными трюками. Винтеры понимают многочисленные недостатки своего детища и не скрывают огрехи грима. В отдельных эпизодах чудовища даже сдуваются, как надувные куклы.
Режиссёры отдают дань уважения хоррорам 80-х и используют фирменные приёмы того времени. Это художественное решение интересно смотрится вместе с цифровой сюжетной основой фильма. Жаркую ночку в доме с призраками Шон транслирует подписчикам в прямом эфире. Естественно, чем хуже становится блогеру, чем ближе смерть, тем больше просмотров у трансляции. Винтеры недвусмысленно, но не оригинально критикуют принимающую страшные масштабы погоню за лайками и подписчиками. Жизнь Шона — в видеоблогинге. Когда отворачиваются спонсоры и поклонники, чувство самосохранения отходит на второй план. Стример осознанно рискует жизнью, чтобы запомниться не как вляпавшийся в не совсем понятный скандал блогер, а как культовая личность, герой, павший в неравном бою с призраками.
Авторы специально не спешат вдаваться в подробности возможных злодеяний Шона — экшен и призраки важнее. Но совсем пройти мимо культуры отмены Винтеры не могут. Скандал и неприятные последствия доводят блогера до отчаянных мер. Следящие за стримом подписчики считают появление призраков кармой за проступки.
Новаторство «Паранормальных явлений. Дома призраков» во взаимодействии главного героя со зрителями трансляции. Подсказки подписчиков в виде вставных роликов-обращений к Шону помогают стримеру бороться со злом. Но каждое появление зрителя в кадре выглядит неестественно. Словно Винтеры понимают, что аудитория фильма утомилась видеть одного только Шона, а потому нужно ввести хоть каких-то второстепенных героев. Снова сказывается низкий бюджет.
Картину Джозефа и Ваннесы Винтер сложно воспринимать как отдельное кино. Ужастик не удивляет скримерами и не изобилует забавными эпизодами. Это попытка синефилов напомнить о классике хоррора, но как самостоятельному произведению «Паранормальным явлениям. Дому призраков» не хватает изобретательности. Зато фильм способен заставить пересмотреть шедевры жанра 80-90-х годов.