Нежный и воздушный портрет миллениалов на фоне высоток современного мегаполиса.
Париж, наши дни. Уроженка Тайваня Эмили (Люси Чжан) живёт в бабушкиной квартире и с дипломом политолога работает в колл-центре. В свободную комнату хозяйка ищет соседку, но по объявлению приходит молодой преподаватель французского языка и литературы Камиль (Макита Самба). Сожители быстро становятся любовниками, но учитель отношений строить не планирует — пока важнее написание кандидатской. Всё меняется, когда Камиль знакомится с приехавшей на учёбу из Бордо Норой (Ноэми Мерлан). Студентке уже 32, с сокурсниками дружба не складывается. А вскоре Нора и вовсе сталкивается с буллингом.
«Париж, 13-й округ» знаменует новый этап в карьере французского режиссёра Жака Одиара. Постановщик удостаивался Гран-при Канн за «Пророка» и «Золотой пальмовой ветви» за «Дипана». Премьера «Парижа, 13-го округа» также состоялась на Лазурном берегу в 2021-м. Больших наград картина не снискала, только электронный музыкант Рон был признан лучшим композитором. В основном Одиар известен криминальными и социальными драмами. После триумфа «Дипана» режиссёр отправился в Штаты и снял ревизионистский вестерн «Братья Систерс». Но зарубежный вояж получился коротким, и дома Одиар хотел попробовать что-то новое, непривычное для себя. Режиссёр признавался, что хотел снять лёгкий фильм про молодёжь, чтобы сложилось впечатление, будто автор дебютант.
Друзья посоветовали Одиару ознакомиться с работами американского карикатуриста Эдриана Томена, известного публикациями в журнале The New Yorker. Жаку приглянулись многие графические романы художника, но выбор пал на три новеллы из комикс-антологии Killing and Dying. Если у Томена местом действия историй была Калифорния, то у французского постановщика — Париж. Сценарий режиссёр писал вместе с Селин Сьямма («Портрет девушки в огне» и «Маленькая мама») и Леа Мисиус («Ава» и «Пять дьяволов»), которые сами являются состоявшимися режиссёрками.
Действие картины Одиара развивается на левом берегу Сены, в 13-м округе Парижа «Олимпиад», где многие высотные здания получили названия бывших городов-организаторов зимних или летних Олимпийских игр. Район в основном застраивался в 1970-е, знаменит многоэтажками и Чайна-тауном. Раньше в округе селились семьи рабочих, сегодня там в основном обитают молодые люди из Европы, Азии и Африки. Одиару важна полиэтничность места, поэтому герои относятся к разным культурам.
И у Норы, и у Камиля, и у Эмили случились травматические события в прошлом, которыми молодые люди не спешат ни с кем делиться. Подавленное состояние подкрепляется карьерными неудачами. Эмили словно бы вовсе перестала думать о политологической карьере. Камиль разочаровался в преподавании, потому что учителю нельзя ни на шаг отойти от школьной программы, платят мало, надзор различных инспекторов круглосуточный, а вчерашние ученики всё равно идут работать на стройку или продавать фастфуд. Нора поступила на факультет права. На шумную вечеринку студентка неосторожно надела парик и в результате стала неотличима от вебкамщицы Эмбер Суит (Дженни Бит). На следующий день Нору затравили и атаковали роликами с откровенными сценами.
Неудачи в профессии хочется искупить победами в личной жизни, но сегодня найти партнёра для разового секса легко – в том же приложении для знакомств, а вот с настоящей любовью сложно. Молодые люди сами не понимают, что ищут, блуждая по вечеринкам, съёмным квартирам и сиюминутным подработкам, вооружившись фонариком айфона в качестве путеводной звезды. Да и серьёзные чувства легко спутать с мимолётной страстью.
Одиар окружает героев смартфонами и ноутбуками, поскольку общение в Сети привычнее офлайн-разговоров. Дополнительно давит массовая типовая застройка, в которой человеку не осталось места. Отчуждённость нашла благодатную почву. Постановщик рисует портрет растерянного и уже успевшего разочароваться в жизни поколения. Но «Париж, 13-й округ» подкупает воздушностью, ритмичностью повествования, дарит надежду. Фокус внимания автора смещается с Эмили на Камиля, а затем на Нору. Сначала зритель видит героя чужими глазами, а потом уже знакомится с его внутренним миром. Вроде бы нехитрая оптика не даёт заскучать, да и событий в фильме хватает.
«Париж, 13-й округ», что удивительно, обходит стороной социальные вопросы полиэтнического района, останавливаясь на чувствах обитателей многоэтажек. У Одиара вышел искренний и красивый фильм о любви. Кто бы что ни говорил, а это всё равно главное чувство на земле. Ковид и другие современные беды ничего не изменили.