Путаная сюрреалистическая криминальная драма о поисках отца в городе призраков.
После смерти матери Хуан Пресьядо (Теноч Уэрта) отправляется в город Комалу, чтобы отыскать своего отца Педро Парамо (Мануэль Рульфо). Населённый пункт пришёл в запустение, а Хуан встречает на пути исключительно призраков. Духи говорят, что Педро Парамо давно умер, но прекрасно помнят отца Хуана. Парамо был богачом и крупным землевладельцем, который ради власти и денег был готов на любую подлость. Педро чувствовал себя хозяином Комалу и окрестностей. Парамо спал с десятками разных женщин, у богача было несметное количество детей. Не было только счастья, поскольку любимая с детства Сусана (Ильса Салас) давно сошла с ума и медленно угасала на глазах Педро.
«Педро Парамо» — единственный роман мексиканского писателя Хуана Рульфо. Книга была впервые опубликована в 1955 году и считается одним из первых представителей магического реализма. Автор «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес признавался, что не написал бы свой шедевр, если бы не прочитал «Педро Парамо». Сюрреалистический роман оказал влияние на всех крупнейших латиноамериканских писателей второй половины XX века, в том числе на Хорхе Луиса Борхеса и Карлоса Фуэнтеса. Существует несколько экранизаций романа. Пожалуй, самая известная датирована 1967 годом. Фильм Карлоса Вело участвовал в основном конкурсе Канн.
Новую адаптацию романа снял Родриго Прието — один из лучших операторов современности, сотрудничавший с Мартином Скорсезе, Энгом Ли и Алехандро Гонсалесом Иньярриту, четырёхкратный номинант на «Оскар». Для Прието «Педро Парамо» стал режиссёрским дебютом. Впервые картину показали на фестивале в Торонто. Сценарий адаптации написал Матео Хиль, много лет работавший с Алехандро Аменабаром («Дипломная работа», «Открой глаза», «Море внутри»).
«Педро Парамо» распадается на две сюжетные линии. В условном настоящем, в котором трудно определить точное время событий, Хуан попадает в город призраков и общается с духами. Из рассказов привидений Комалу рождается обрывочная биография Педро Парамо. Хуан сталкивается с людьми разных возрастов, которые поначалу кажутся живыми, но затем внезапно исчезают, рассыпаются на части или превращаются в жижу. Большая часть сюрреалистических сцен приходится как раз на блуждания Хуана по Комалу. Скорее всего, герой и сам уже мёртв, только пока об этом не знает. Подробнее и реалистичнее показано прошлое — от детства до глубокой старости Педро Парамо. И фактически перед зрителями разворачивается масштабная криминальная сага, но в антураже выжженной солнцем Мексики. К богатому землевладельцу все местные жители ходят на поклон, как к Вито Корлеоне, никто не может перечить Парамо, хозяин окрестностей гордо восседает во главе стола или прохаживается по гигантскому ранчо.
Поначалу Хуан и призраки вроде бы пытаются создать странный, таинственный образ Парамо, мифологизировать персонажа, но, когда мы видим героя во плоти, вся загадка улетучивается. Это обыкновенный подонок, который эксплуатирует крестьян, насилует женщин и подмял под себя десятки, если не сотни квадратных километров. Ничего интересного и необычного в биографии Педро нет. В картине чувствуется масштабность повествования, затрагивающего несколько десятилетий истории Мексики, но в единое полотно картина так и не складывается.
Фильм Прието вроде бы точно повторяет сюжет оригинального романа, но в адаптации совершенно теряется волшебный язык книги, да и магические и реалистические эпизоды чётко разделены, а не плавно перетекают из одного в другой. Никакой многоголосицы, которую так легко передаёт литература, в мексиканском фильме нет. Авторам не удалось придумать оригинального способа перенести многослойный текст на экран. Картина получается чересчур конвенциональной, монотонной и предсказуемой.
«Педро Парамо» едва ли можно назвать одним из открытий года. В фильме есть несколько завораживающих эпизодов и изобретательных ракурсов — ещё бы, ведь это режиссёрский дебют выдающегося оператора. Однако, кажется, дальше масштабной задумки авторам уйти так и не удалось. Может быть, новая экранизация вызовет дополнительный интерес к книге, но как самостоятельное произведение фильм выглядит весьма скомкано и путано. Смотреть лучше стоит, сперва прочитав хотя бы краткое содержание книги, а не то повествование может развалиться на бессвязные сцены.