Тихая, но трогательная драма о поиске пропавших родственников в огромном городе.
Учительница истории на пенсии Лия (Мзия Арабули) исполняет последнее желание недавно умершей сестры и ищет ушедшую много лет назад из дома в Батуми племянницу Теклу (Тако Курдованидзе). Сводный брат бывшего ученика Ачи (Лукас Канкава) уверяет педагогиню, что лично знал пропавшую родственницу. Текла переехала в Стамбул, но оставила адрес, где её можно будет найти. Лия и Ачи почти без денег едут в крупнейший город Турции. Быстро найти Теклу не удаётся, но пара не теряет надежды.
Режиссёр Леван Акин родился и вырос в Швеции, но каждое лето вместе с сестрой приезжал на каникулы к бабушке в Грузию. Автор свободно говорит на грузинском и неплохо знает культуру родной для мамы и папы страны. Акин работал на телевидении как в Швеции, так и в Штатах, а предыдущую картину постановщика «А потом мы танцевали» пять лет назад показывали в «Двухнедельнике режиссёров» в Каннах. «Пересечение» открывало программу «Панорама» Берлинского фестиваля этого года и удостоилось приза зрительских симпатий.
Акин признаётся, что давно хотел объединить культуры Грузии и Турции в одном фильме, а во время съёмок предыдущей картины познакомился с грузинками, которые собирались ехать в Стамбул на заработки, и заинтересовался темой. Главные роли в «Пересечении» исполняют дебютант Лукас Канкава и Мзия Арабули, снимавшаяся ещё у Сергея Параджанова в «Легенде о Сурамской крепости» и у Георгия Шенгелая в «Хареба и Гоги». Так что это актёры не только разных поколений, но и с непохожим бэкграундом.
Лия едет в Стамбул, чтобы найти Теклу и извиниться. Много лет назад племянницу выгнали из дома, но потом родственники жалели о содеянном. Юный Ачи хочет поскорее сбежать от сводного брата, начать жить самостоятельно и, возможно, отыскать маму, которая много лет назад уехала работать в Турцию и пропала. И у пенсионерки, и у молодого человека никого нет, но в совместном путешествии и после нескольких ссор парочка подружится.
Сентиментальный фильм Акина похож на толстый роман, в котором с каждой следующей страницей появляются новые персонажи. Режиссёр элегантно сводит героев и не раз обманывает зрительские ожидания. В поисках Теклы Лие и Ачи помогают бездомные дети-музыканты; оберегающая секс-работниц, меньшинства и бродяг адвокатесса Эврим (Дениз Думанли) и щедрый соотечественник Рамаз (Леван Габричидзе). Бурлящий и многонациональный Стамбул полон отзывчивых людей, так что не знающие турецкого гости всё равно чувствуют поддержку. У Акина получается сюжет в духе произведений Чарльза Диккенса, в которых бедные и несчастные объединяются и не сдаются перед сложными вызовами.
«Пересечение» — кино о случайных встречах и горизонтальной взаимопомощи. В названии можно отыскать множество значений. Начиная поиски племянницы, Лия точно не могла знать, что познакомится с Ачи. Поскольку ключевую роль в фильме играет Стамбул, разумеется, это драма о пересечении и взаимопроникновении нескольких культур. Мегаполис показан утром, днём, вечером и ночью, город парадных улиц и подворотен, богатых и бедных, асфальтовых джунглей и водной глади. И всё равно Стамбул шире любых определений и образов — фильм способен дать лишь первое впечатление. А еще Лия и Ачи постоянно на пароме пересекают Босфор, чтобы оказаться то в азиатской, то в европейской части города.
Акин не пытается сделать открытку для туристов, а потому показывает, как дети вынуждены ползать по мусорным бакам в поисках еды. По слухам, Текла начала заниматься секс-работой и принимать наркотики — двум грузинам приходится открыть совершенно новый для себя мир и проникнуться состраданием к выкинутым на обочину жизни. Представители социальных низов не выбирали судьбу, а лишь стали жертвами обстоятельств.
Как и положено качественному роуд-муви, Лия и Ачи не просто совершают путешествие, а заметно меняются в дороге, принимают и понимают других. Поиски Теклы становятся отправной точкой, но далеко не финалом маршрута, а началом новой главы. Как минимум два одиноких грузина нашли друг друга в чужой стране, как максимум завтра Лия и Ачи станут чуточку счастливее. Зрителям же по окончании сеанса хочется позвонить близким, услышать родной голос и забыть о дурацких обидах.
Он же снял и "Интервью с вампиром", которое я готова всеи рекламировать, как будто мне за это платят. Шедевральный сериал и режиссёр талантище!
Поэтому - спасибо за рецензию, но два раза нет