Стилизация под японские хорроры, от которой засвербит в глазах.
Беременная вдова Кахья (Интан Кифли) устраивается на работу в загородный дом к напыщенным богачам Альфреду (Джеффри Ричардс) и Франческе (Мэнди Комбе). Круглыми сутками они рисуют природу, придумывают спектакли и трапезничают за гигантским столом. Выхолощенная идиллия не по душе Кахье: во-первых, бесконечно просветлённые хозяева запрещают пользоваться телефоном на территории, а во-вторых, каждую ночь девушка видит духов бывших служанок. Кажется, все они умерли насильственной смертью.
«Проклятие. Дом с прислугой 2» — возможно, один из самых странных фильмов в рамках санкционного российского проката. И дело не в очередной вольной локализации, хотя, разумеется, это никакой не сиквел тайского хоррора, а самостоятельное произведение, да ещё и произведённое в другой стране. Просто кино снял андеграундный австралийский режиссёр Стюарт Симпсон с настолько вызывающим авторским почерком, что ни одно название не сможет скрыть истинной сути проекта.
Всю свою карьеру Симпсон неловко подражает хоррорам категории «Б» и эксплуатационному кино. В «Шоколад, клубника, ваниль» мороженщик преследует возлюбленную и убивает людей в духе лучших традиций классики грайндхауса: дешёво, но со вкусом. А в «Чудище морское!» девушки сражаются с подводным монстром — получается по-хорошему кринжовая дань уважения европейским фильмам, копирующим жанровую классику Universal 1950-х.
В новом фильме режиссёр жонглирует приёмами уже не западных, а восточных фильмов: в частности, J-хорроров о призраках. Грим погибших служанок с мертвенно-белым лицом отсылает куда-то к «Заклятию», да и кастинг индонезийской актрисы Интан Кифли на главную роль вкупе с пронзительным финальным монологом на родном языке — явно попытка придать фильму экспрессию и чувственность современных азиатских фильмов ужасов. В противовес Симпсон ставит европейскую сдержанность и пунктуальность: начиная от отсылок к знаменитому узору из «Сияния» Кубрика на кофте героини и заканчивая главными антагонистами — сварливыми и высокомерными интеллектуалами с карикатурно благородными именами Альфред и Франческа.
Проблема лишь в том, что, в отличие от Роберта Эггерса или Питера Стриклэнда, Симпсон подражает неиронично плохому кино — и снимает то ли в силу бюджета, то ли в силу таланта соответствующе. Декорации больше напоминают хипстерскую студию для семейных фотосетов с облезлыми стенами, а практические эффекты нередко заменяет дешёвая графика. Гвоздь программы — монтаж. Когда героиня видит призраков, авторы используют двойную экспозицию: с помощью странной склейки на экране появляется белая сова. А в самые напряжённые моменты кадр покрывает красный фильтр, кажется, позаимствованный из Windows MovieMaker.
«Проклятие. Дом с прислугой 2» снят на уровне наивных студенческих работ, и смотреть фильм целиком без перерывов — отдельное испытание. Жанровые гики насладятся садистской задумкой Симпсона: в конце концов не обошлось без романтики малобюджетного фильммейкинга, и даже самые странные моменты сняты на порядок изобретательнее, чем большинство VOD-хорроров. Правда, простой зритель, пришедший на заурядный фильм ужасов с ежеминутными джампскейрами, выйдет из зала с сильнейшей мигренью.