
Достойное переосмысление знаменитой сказки Ханса Кристиана Андерсена.
Из года в год «Дисней» безустанно продолжает переснимать собственные анимационные хиты, ставшие неотъемлемой частью детства большинства миллениалов. Цель у такого мероприятия не то чтобы благородная — «Дисней» продает ностальгию по специальным бонусным ценам, манипулирует ожиданиями зрителей и едва ли их оправдывает. Как самостоятельные художественные произведения live-action ремейки обычно не работают и лишь слепо следуют канве оригинала, покадрово повторяя знаменитые сцены из мультфильмов. Последние годы формула успеха «Диснея» работает все хуже: рейтинги новых адаптаций «Пиноккио», «Мулан» и «Питера Пэна» оставляют желать лучшего. Тем не менее машина по производству контента продолжает порабощать мировой прокат и, кажется, не собирается останавливаться.
«Русалочку» начали ругать задолго до начала непосредственного продакшена фильма. Причиной всеобщего недовольства стал, как ни странно, выбор американской певицы Холли Бэйли на роль Ариэль. Поклонников оригинальной «Русалочки» смутил цвет кожи Бэйли, которая слабо похожа на каноничную диснеевскую принцессу. Зрительские претензии в каком-то смысле даже можно понять — все предыдущие кастинги «мышиной студии» преданно вторили рисованным мультфильмам, взять ту же «Мулан» или «Красавицу и чудовище». В «Пиноккио» и вовсе создали специальную 3D-версию главного героя из мультфильма 1940 года. Тем не менее слепой кастинг Ариэль частично умалял ту самую вторичность, за которую ругали предыдущие ремейки, и в целом пытался привнести во всенародно любимую сказку что-то новое — например, важный социальный контекст об архетипичности женского образа, который един для всех рас и национальностей.
Режиссером «Русалочки» стал Роб Маршалл — человек, успевший зарекомендовать себя как талантливый постановщик мюзиклов, который тем не менее не всегда идет в ногу с запросами аудитории. Его последняя диснеевская работа — ремейк «Мэри Поппинс возвращается» — не снискала ни любви, ни признания. К счастью, в «Русалочке» постановщик отказался от сомнительных анимационных вставок, но и дотошно копировать оригинал не стал. Ариэль и Эрику, роль которого исполнил звезда «Пути домой» Джона Хауэр-Кинг, досталась пара новых песен, которые внезапно имеют все шансы на то, чтобы стать хитами. В целом Маршалл постарался максимально равномерно разделить хронометраж между главными героями, чем, например, вообще не мог похвастаться оригинальный мультфильм. Эрик получил собственную предысторию и даже небольшой внутренний челлендж, связанный с непомерной ответственностью за пусть и маленькое, но все-таки королевство.
Холли Бэйли, к ее чести, не стремится мимикрировать под классический образ Ариэль, не поражает актерской игрой — скорее талантливым вокалом, которым, увы, не могла похвастаться Эмма Уотсон в «Красавице и чудовище». В целом музыкальная часть «Русалочки» определенно доминирует над нарративной — сцена под песню Себастьяна (Дэвид Диггз) Under the Sea с плеядами розовых медуз, танцующих дельфинов, сверкающих морских звезд и прочим разнообразием морской фауны и вовсе претендует на звание лучшей в фильме. Внезапным откровением стал хип-хоп-фристайл от чайки Скаттл в исполнении небезызвестной Аквафины.
По части сценария «Русалочка», как и ожидалось, не предлагает ничего нового, кроме разве что пары незатейливых романтических моментов с участием главных героев. Урсула, сыгранная Мелиссой МакКарти, пугает разве что ничтожно маленьким количеством времени в фильме и явно напрашивается на сольник. По крайней мере, опыт с «Круэллой» показал, что такие спин-оффы пользуются спросом.
На фоне других, куда более безликих («Мулан»), а местами откровенно скучных («Пиноккио») перезапусков «Диснея» работа Роба Маршалла выделяется за счет неординарного, а местами и вовсе радикального переосмысления персонажей. В «Русалочке» много всяких несуразностей, о которых просто не хочется говорить, потому что в глобальном смысле картина полностью удовлетворяет возложенные на нее ожидания — возвращает потерянное детство, привнося в хрестоматийную историю толику контраста. В конце концов у каждой девочки в этом мире должна быть своя ролевая модель, и Ариэль из новой «Русалочки» вполне оправдывает это звание.