Нежное признание в любви искусству танца.
Перед самым началом выступления прима-балерина Элиза (Мэрион Барбо) становится свидетельницей измены возлюбленного. На сцене девушка не может сосредоточиться, неудачно падает и получает травму. Слова врача о том, что есть риск двухлетнего перерыва в карьере, звучат как приговор для 26-летней танцовщицы. Подавленная героиня с грустью смотрит на коллег, но старается не терять надежду. Поиск нового пути приводит ее в труппу современного танца, где Элиза получает шанс переосмыслить свою жизнь и предназначение.
Российские локализаторы, очевидно, хотели вызвать у аудитории ассоциации с популярной франшизой «Шаг вперед» — серией романтических картин, где герои то танцуют, то влюбляются друг в друга, то делают это одновременно. Оригинальное название фильма (En corps можно перевести как «В теле») подходит, конечно, лучше. Тело для Элизы — одновременно клетка и возможность чувствовать себя живой. После травмы девушка оказывается во власти организма, но только благодаря танцам она может обрести свободу. Точный портрет потерянной, но жаждущей жизни артистки во многом заслуга Мэрион Барбо — профессиональной балерины и дебютантки в кино.
Впрочем, пассажи об участи травмированной балерины выстраиваются в картину не только о танцах, но и о людях, которые оказываются на перекрестке судьбы и испытывают страх перед новой главой. Режиссер Седрик Клапиш не уделяет выступлениям столь много внимания, как это обычно бывает в подобных фильмах. Важнее размышления Элизы, разговоры с окружением, безмолвное наблюдение за профессионалами своего дела и попытки понять, куда двигаться дальше, если травма в конце концов поставит крест на карьере.
Помимо красивых движений и личных драм фильм таит в себе интересную рефлексию о природе танца в сравнении с положением женщины в обществе. Элиза негодует, что в балете героини обязательно движутся к трагическому концу, словно безупречные пачки воплощают обреченных дам с разбитыми сердцами. Стоит героине выйти за рамки привычного и попробовать себя в современных танцах, как мир открывается с другой стороны. Все в новой труппе кажется живее и реальнее, а балет, напротив, выглядит скорее манящей сказкой, ожившей фантазией, где красота идет рука об руку с тонной печали.
«Шагни вперед» на первый взгляд смотрится традиционной историей успеха сломленного человека. Если успех означает победу над физическими и психологическими травмами, то все так и есть. В остальном же мы понятия не имеем, как сложится жизнь героини: получит ли она всеобщее признание, станет ли главной звездой танцев Франции, вернется ли когда-нибудь в балет — все это не имеет значения. Важно лишь то, что Элиза обретает гармонию внутри себя и приходит к выводу, который будет полезно усвоить любому из нас: за любой закрытой дверью может появиться другая, а за ней — еще одна, и так до бесконечности.