![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Каннская весточка из программы «Особый взгляд».
Однокурсники Уна (Элин Холл) и Дидди (Бальдур Эйнарссон) тайком встречаются и строят планы на будущее. Их роман скрыт от окружающих: у Дидди есть девушка Клара (Катл Ньялсдоуттир), с которой он (не)поддерживает отношения на расстоянии и собирается расстаться. Но этим планам не суждено сбыться — в городском тоннеле происходит крупная авария, и среди жертв оказывается Дидди. Уна тяжело переживает утрату, но вынуждена скрывать свое горе.
«Снова наступит рассвет» — четвертый полнометражный фильм исландского режиссера Рунара Рунарссона. Премьера картины прошла в Каннах в прошлом году в программе «Особый взгляд». Режиссер известен в основном благодаря своим короткометражным работам. Например, одна из его первых лент «Последняя ферма» была номинирована на премию «Оскар» в 2006 году.
События нордической драмы охватывают всего сутки. Мы встречаем Уну и Дидди на закате: в лучах вечернего солнца влюбленные сидят у океана, делясь мечтами и планами. Но уже через несколько часов наступит новый день — самый долгий в жизни Уны. Ей предстоит утешать друзей Дидди, выражать соболезнования его приехавшей девушке Кларе и скрывать собственное горе. Героиня испытывает противоречивые чувства: горечь от утраты, обиду от невозможности сказать правду и непреодолимое желание заявить миру, как много для нее значил погибший. Хочется отдать должное Элин Холл, без лишних слов выражающей переживания героини: печальные глаза актрисы способны приковать зрительский взгляд до самых титров.
Рунар Рунарссон рассказывает тихую историю о скорби и необходимости повзрослеть по щелчку пальцев. Уна вместе с другими близкими Дидди пытается пережить сложный день: молодые люди заглушают боль алкоголем, вспоминают смешные ситуации, танцуют, плачут, не дают друг другу упасть в омут меланхолии. Режиссер подчеркивает, как важно в столь тяжелый период избегать одиночества и позволять другим протянуть руку помощи. Разделяя горе с окружающими, Уна находит в этом крошечное утешение — и силу идти дальше. Пусть даже путь вперед скрыт густым туманом.
Сдержанность и минималистичность не всегда идут на пользу картине. Зритель практически ничего не знает ни об Уне, ни о Дидди, ни тем более о Кларе. Короткий фрагмент совместного времяпрепровождения возлюбленных едва ли дает представление о характере отношений между героями. Режиссер не уделяет время раскрытию любовного треугольника: на экране размытые фигуры, чьи истории остаются тайной для зрителя. Зато Рунарссон мастерски передает чувство шока от трагедии, когда кажется, что все происходящее — сон, а никакая не реальность.
Исландский постановщик поэтично зарифмовывает начало и конец фильма. В финале на берегу теперь сидят Уна и Клара, заход солнца предвещает конец мучительного дня и рождение новой главы. Раны от горя еще не зажили, обеих девушек, вероятно, ожидает неопределенность и изнурительная рефлексия. Но режиссер нежно напоминает: однажды боль стихнет и снова наступит рассвет.