Драма об ужасах конверсионной терапии, которая превратилась в безопасное кино для всей семьи.
Расставшись со своей школьной подругой из-за ее напористых приставаний, Джаред (Лукас Хэджес) отправляется в колледж. Его соседом по комнате становится простой парень из католической семьи, который однажды ночью изнасилует Джареда и признается, что у него были и другие жертвы. Герой вернется домой, расскажет родителям (Николь Кидман в ужасном парике и Рассел Кроу с брюшком), что иногда думает о мужчинах, после чего получит ультиматум: либо репаративный лагерь, где из него сделают натурала, либо пошел вон из семьи.
Так уж получилось, что в 2018 году сразу в двух фильмах вспомнили о таком уже постыдном явлении, как конверсионная терапия. В репаративных лагерях вроде как с помощью веры в Бога из молодых людей (не только юношей, но и девушек) изгоняли любое проявление сексуальной свободы. Не получается? Тогда следуй правилу Fake it till you make it. Сначала фестиваль независимого американского кино «Сандэнс» покорила драма Дезире Акхаван «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» с Хлоей Грейс Морец в главной роли; позже показали «Стертую личность», которая должна была с трамплина прыгнуть в сезон наград. Благо, не получилось.
Оба фильма – экранизации одноименных книг – развиваются по схожему шаблонному сценарию: неудачные школьные отношения – тяжелая жизнь в лагере, где один из сверстников обязательно наложит на себя руки, и долгожданное принятие себя. Правда, если фильм Акхаван делает ставку на то, что можно смело забить на семью и довериться понимающим друзьям, то «Стертая личность» в этом плане акцентирует внимание на отношениях с родителями, с одобрения которых начинается камин-аут героя. Фильм вообще довольно консервативный – даже настолько, будто не было прорывного «Лунного света», который должен был изменить сам подход к созданию фильмов о проблеме самоидентификации. «Стертая личность» выглядит как кино начала нулевых, его пережиток. Наверное, тогда он бы выглядел пускай не радикально, но точно оригинально; сейчас это всего лишь стерильный oscar-bait для стариков из киноакадемии и консервативных родителей.
Пару лет назад Джоэл Эджертон дебютировал в режиссуре, вдохновленный творчеством Ханеке, триллером «Подарок», в котором, кажется, каждая мелочь не только нагоняла саспенс, но и в одночасье могла изменить историю. В «Стертой личности» мелочей нет, зато есть огромные пласты и шаблоны, но работать с ними никто не собирается. Чего только стоит изнасилование, которое могло дополнить историю исследованием героя – его психической травмы или возможной неспособности Джареда к коммуникации, доверию другим людям. Этого попросту нет, потому что Эджертону интереснее работать в зоне комфорта без любого намека на риск. Нужно показать ужасы терапии – вот участники и члены семьи избивают подростка библиями напротив гроба в слоу-мо под завывания виолончели.
Напряженные отношения героя с отцом? Вот многозначительная сцена, в которой Джаред закроет перед его лицом дверь в слоу-мо, без виолончели, но снова с грустной музыкой. Все же разговор со зрителем на важные и провокационные темы должен обходиться без таких условностей.
Не спасает положение и звездный каст фильма: Трой Сиван и Ксавье Долан, как и предполагалось, были взяты на второй план для плюсика от ЛГБТ-сообщества, Рассел Кроу грустно ходит в широких штанах, Николь Кидман плачет и ругается с надеждой получить хоть какую-нибудь номинацию, а Лукас Хэджес снова играет то ли очередного проблемного сына, то ли своего же персонажа из «Леди Берд». С другой стороны, чего ожидать от сценария, который, кажется, писали ради финальных титров, где чуть ли не прямым текстом сказано: конверсионная терапия до сих пор существует, а это очень плохо! Теперь дайте нам парочку наград за то, что мы говорим это вслух.
С 21 марта в кино.