Дебютный фильм Юлии Трофимовой о том, как в 17 лет хочется влюбиться, а не поступать в университет.
В уездном городе N, там, где волны бьются о берег, а по бульварам ходят трамваи, живет Саша (Марк Эйдельштейн): выпускной отгремел вчера, подавать документы в институт надо завтра, а парень хочет жить сегодня и не спешит взрослеть. В планы на будущее не входят лекции и семинары: Саша любит рисовать, а пока искусство сложено в ящике письменного стола, он расписывает остановки рыбками, а стену поликлиники — медвежатами. Ну или зайчиками — еще одно серьезное решение, которое предстоит принять. Приоритеты меняются, когда Саша встречает Женю (Мария Мацель) и скоропостижно влюбляется в девушку, которая поет под аккомпанемент укулеле и от стеснения теряет дар речи.
«Страна Саша» начала свое путешествие к зрителям еще зимой на Берлинском кинофестивале. Дебютный фильм Юлии Трофимовой показали в секции Generation — кино молодых о молодости. И это и ключ к пониманию ленты, и одновременно защита от нападок пресыщенной аудитории — все только начинается. В основу сценария легла одноименная книга Галы Узрютовой о том, как утомительно и непросто взрослеть: coming of age — самая надежная тропинка для дебютного кино. Ремесленное ученичество всегда ходит рука об руку с неподдельной искренностью, за которую хочется прощать режиссерам-дебютантам любые огрехи.
Главная удача Трофимовой — юные артисты, которые, впрочем, уже стали знакомыми. Марк Эйдельштейн только что заявил о себе сериалом «Смычок», где тоже сыграл молодого человека с большими талантами, а Мария Мацель влюбила в себя еще в «Перевале Дятлова» и сериале о ростовской молодежи «ЮЗЗЗ». Органика, обаяние и неподдельная энергия юности сглаживают порой угловатые и поломанные диалоги: Саша и Женя бродят по городу, борются со своими страхами и пытаются понять, чем измеряется будущее — количеством вузов, в которые поступил, или добрыми делами из рекомендательных писем. Но главное, что на их лица, умытые морским бризом, особенно хочется смотреть в июльскую жару — становится легче дышать в душном городе.
Трофимова текстом Узрютовой пытается отойти от гендерных стандартов (еще живущих в кинематографе нашей полосы) и сочинить героя противоречивого, но довольно понятного: не зря же Саша — целая страна. Безотцовщина — наша национальная черта, но мама Саши (Евгения Громова) далека от привычного типажа женщины, оставшейся без мужской поддержки. Небольшая разница в возрасте отношения с сыном трансформирует то ли в братско-сестринские, то ли и вовсе в дружеские. София сама еще не до конца выросла и едва ли может заставить сына повзрослеть: она по привычке тащит рекфлексирующего подростка в институт (чтобы не болтался!), пытается ему что-то запрещать и разрешать, но прежде всего — добиться ответа на вопрос, чего же он сам хочет. А Саша и сам толком не знает — то ли ничего, то ли все на свете.
«Страна Саша» не стремится разобраться в устройстве подросткового мира, но создает довольно аутентичную флору и фауну взросления: приятные лица, знакомые сценарные ходы, испарина на лбу и дрожь перед первым поцелуем. Состоявшийся под продюсерским надзором Катерины Михайловой дебют Трофимовой — кино малобюджетное (но это скорее плюс), несовершенное, местами чрезмерно наивное и предсказуемое и кое-где сценарно хромое. Но в той ситуации, в которой оказались сегодня кинотеатры, именно на этот фильм хочется порекомендовать пойти из-за бесхитростного оптимизма и веры в сейчас. Все будет хорошо не однажды, а уже сегодня: несмотря на червоточины и ошибки, все страхи еще могут отступить.