Милый 40-минутный фильм, где Дракс и Мантис пытаются спасти Рождество для Питера Квилла.
Стражи галактики проводят время в Знамогде — космической станции, построенной в черепе мертвого Целестиала (огромные создания, появлявшиеся в «Вечных»). Питер Квилл (Крис Пратт) переживает из-за потери Гаморы, Ракета (Брэдли Купер) обустраивает поселение на пару с собакой-телекинетиком Космо (Мария Бакалова). Ну а Дракс (Дэйв Батиста) и Мантис (Пом Клементьефф) решают сделать подарок затосковавшему Питеру. А именно — отправляются на Землю, чтобы выкрасть кумира их приятеля, актера Кевина Бейкона (Кевин Бейкон), и привезти его в качестве рождественского сюрприза.
Последние пару лет Джеймс Ганн находился в вынужденном отпуске у Marvel — причем в эту паузу он снял несколько проектов для их главного комиксного конкурента, DC, и даже успел стать там креативным директором киновселенной. Но, главное, режиссер дал волю своей темной стороне: во втором «Отряде самоубийц» и «Миротворце» мы увидели того самого Ганна времен «Супера» и «Порно для всей семьи». Циничного 50-летнего подростка, которому не вполне давали разгуляться жесткие тиски диснеевской системы. К новым «Стражам» Джеймс явно вернулся немного обновленным, отдохнувшим и, как ни странно, гораздо более добрым, чем когда-либо прежде. Как будто бы в его карьере сработало правило маятника — и после кровавой вакханалии проектов DC Ганну захотелось сделать что-то абсолютно противоположное.
Спецэпизод «Стражей» одновременно иронизирует над клише подобного духоподъемного рождественского кино — которое в Голливуде целыми пачками каждый год штампуют телеканалы вроде Lifetime, — но и следует им неукоснительно. Здесь есть классический сюжет о «спасении праздника», где угрюмому герою обязательно напомнят о ценности семьи и друзей. Есть слащавая атмосфера мира, где в принципе ничего плохого случиться не может. Есть в конце концов веселая песня, написанная специально для фильма. Правда, пришельцы в ней поют о Рождестве как о странной традиции с Сантой-домушником.
Даже авантюрный сюжет с похищением Кевина Бейкона и сражениями с полицией (а также одним очень неудачливым косплеером) в итоге выворачивает в то же самое пряничное русло. Герои все прощают в нужный момент, забывают обо всех проблемах и совершают поступки исключительно из соображений абсолютной доброты. И очевидно, что Ганн прекрасно осознает наивность своего фильма — но, как и всякий чуткий автор мира победившей постиронии, не дает этому осознанию себя сломать. «Праздничный спецвыпуск» принимает собственную простоту, ехидно подмигивает зрителю и все равно рассказывает бесконечно трогательную историю о том, как два странных персонажа пытаются сделать приятное другу. Хотя и понятия не имеют, как это сделать.
Фильм доказывает, что Джеймс Ганн умеет оставаться собой даже без какого-либо намека на трансгрессию — в пространстве безобидного рождественского кино он чувствует себя так же уверенно, как и в задорном эксплуатейшене. Но, главное, «Праздничный спецвыпуск» — еще один пример того, как можно умудриться сохранить индивидуальность даже перед лицом обезличенной корпорации «Диснея». Из всех последних фильмов Marvel именно 40-минутные «Стражи» кажутся самыми человечными, живыми и креативными: тут даже есть анимационные флешбэки, выполненные с помощью ротоскопинга (это когда рисуют поверх реальной съемки, как в «Помутнении» Линклейтера). Жаль, что большие кинокомиксы компании редко позволяют себе хотя бы толику творческой энергии, которая есть в этом маленьком пустяковом спецэпизоде для малых экранов.