Талантливый, но не лишённый шероховатостей дебют ученицы Сокурова.
Нальчик, столица Кабардино-Балкарии, наши дни. Тембот (Марат Таумурзаев) закончил школу, но не спешит поступать в вуз. Парня воспитывает мать (Марина Мисостишхова), отец давно ушёл из семьи. Тембот днём работает в пекарном цеху, а по ночам трудится охранником. Подросток изо всех сил старается доказать холодной матери, что способен на многое. Тембот берёт в долг у криминального авторитета Аскера, чтобы открыть с приятелем собственный бизнес. Но друг обманывает и исчезает вместе с деньгами. Теперь Темботу в короткие сроки нужно добыть крупную сумму, если он не хочет пострадать.
На Берлинском фестивале вот-вот состоится премьера драмы Малики Мусаевой «Птица ищет клетку», а пока в российский прокат выходит другой фильм ученицы Александра Сокурова из Кабардино-Балкарского государственного университета. Выпускники мастерской — Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко и Александр Золотухин — давно громко заявили о себе. Всего у Сокурова в мастерской в Нальчике было 12 учеников, и пока не все они представили публике дебютные работы. Премьера «Тембота» Тины Мастафовой прошла в конкурсе прошлогоднего фестиваля «Зеркало».
Дебютная картина снята на близкую и понятную режиссёрке тему и дышит молодостью. Это история терзаний и переживаний парней и девушек с Северного Кавказа, настоящий портрет поколения. Фильм состоит из двух частей: основной игровой и 15-минутной документальной зарисовки, в которой актёры, снимавшиеся в «Темботе», рассказывают о себе и планах на будущее. Красной нитью через все интервью проходит тема возможного отъезда. Никто из молодых людей не питает иллюзий: все прекрасно понимают, что даже с высшим образованием в Кабардино-Балкарии и ближайших регионах едва ли получится найти работу с приличной зарплатой. Встаёт выбор между отъездом в Москву или Петербург в поисках карьерных перспектив и попыткой наладить бизнес в родных местах. Документальная часть продолжает основной конфликт игрового сегмента.
Тембот растёт в семье без отца и чувствует, что должен поскорее стать добытчиком, мужчиной в доме. Юноша стремится вольно или невольно повторить консервативный уклад семьи. Мама ненавидит мужа, ушедшего из семьи, и всю злость выливает на сына, который к тому же внешне похож на папу. Тембот безуспешно пытается связаться с отцом, но на звонки юноши никто не отвечает.
Проблему неполной семьи, да ещё и на Кавказе, усугубляет нелюбовь матери. Парень не чувствует ласки и ищет тепла и участия в других людях. Тембот добр, открыт и доверчив. Неопытность молодого человека можно списать на отсутствие рядом взрослых, которые могли бы дать ценный совет и подсказать правильный шаг в непростой ситуации. Но поскольку нормальных отношений нет ни с отцом, ни с матерью, Тембот вынужден учиться на собственных ошибках. Как и тысячи парней и девушек в России, не только на Кавказе, юноша в одиночку сталкивается с проблемами взрослого недружелюбного мира. Весь фильм живописует череду дурацких, но понятных и простительных промахов горячего сердца. Парень не готов ждать и хочет в одно мгновение решить и личные, и социальные проблемы. Деньги и успешный бизнес могли бы возвысить сына в глазах матери, доказать, что, в отличие от отца, Тембот никуда не уйдёт и обеспечит родительнице безбедную старость.
В противовес делам семейным Мастафова показывает трогательные и напоминающие братские отношения главного героя с близкими приятелями. Ребята понимают друг друга с полуслова, всегда готовы прийти на помощь и с улыбками и смехом вместе проводят время. Но долго идиллия продолжаться не может — скоро кто-то обзаведётся женой и детьми, другие уедут учиться в города-миллионники, третьи просто хлебнут горя и изменятся. Режиссёрка, понимая конечность и скоротечность молодости, спешит показать беды и радости сверстников. Тембот — позитивный и жизнерадостный парень, поэтому фильм не воспринимается как беспросветная драма, хотя на центрального персонажа не перестают сваливаться неприятности.
Как и «Теснота» и «Разжимая кулаки», дебют Мастафовой не изобилует содержательными диалогами. Молодая авторка, следуя стилю учителя, старается улавливать движения и мимику главных действующих лиц и через эмоции, а не слова передавать внутреннее состояние персонажей. Фильму скупость диалогов идёт даже на пользу — сыгравшие в картине непрофессиональные актёры звучат зачастую неубедительно.
На примере частной истории Мастафова говорит о семейном традиционализме, разрыве поколений, бедности северокавказских регионов, юношеских устремлениях и непростом взрослении. Режиссёрка убедительно доказывает, что закаляют характер не лёгкие победы, а неудачи. Тембот не сгибается под грузом промахов и разочарований, а раз за разом поднимается с улыбкой на лице. Возможно, однажды ему повезёт. По крайней мере, очень хочется в это верить.