Колоритный триллер о выборах папы римского и кризисе веры.
Ватикан — одно из самых священных и секретных мест на планете. Несмотря на массовый поток туристов в любое время года, рядовые верующие не имеют доступа к выбору главы католической церкви — его выбирают только кардиналы. «Конклав» предлагает уникальный шанс стать участником закрытого и часто фарсового процесса, где каждый из голосующих имеет свои интересы.
Скоропостижно умирает папа римский. Британскому кардиналу Томасу Лоуренсу (Рэйф Файнс) поручают организовать конклав по избранию нового понтифика. Герой испытывает огромные сомнения по поводу собственных религиозных убеждений, но вынужденно соглашается. В следующие несколько недель ему предстоит наладить отношения с различными фракциями разрозненной церкви, включая прогрессивно настроенных либералов во главе с американцем Беллини (Стэнли Туччи) и ратующих за исконную веру консерваторов. Добавляет смуты внезапный приезд кардинала из Афганистана Бенитеса (Карлос Диез), о существовании которого никто из представителей конклава даже не догадывался. Параллельно Лоуренс узнаёт немало шокирующих секретов, способных навсегда изменить как его отношение к вере, так и будущее древнейшей религиозной институции.
За основу «Конклава» взят одноимённый роман Роберта Харриса 2016 года — образец так называемого «аэропортного чтива». Книга вышла в период первого избрания Дональда Трампа на пост президента США и по случайному совпадению стала отражением политического ландшафта страны и мира в целом. Режиссёр Эдвард Бергер («На Западном фронте без перемен») сделал экранизацию ещё более насущной, энергичной и увлекательной. Залог успеха «Конклава» — в его театрализованности, перекочевавшей из самих церковных богослужений. Священники здесь предстают рядовыми грешниками, завистливыми, с массой пороков и пагубных привычек: от вейпов до незаконнорожденных детей, – предпочитающих шептаться в коридорах и переходить на крик. «Каждый хочет стать папой», – уверяют Лоуренса. Главный герой тяготится подобной ношей, хочет избавиться от руководства конклавом, но впоследствии всё же становится амбициозным центристом, идущим на крайние меры: уличает кандидатов в коррупции, в попытке дойти до правды даже ломает печать на покоях усопшего папы. Голосование затягивается, пока каждая из партий ожесточённо спорит, какой путь выберет церковь: продолжит быть утешением для всех сомневающихся чад или сгинет под натиском вражеских и собственных посягательств? Поддержит Лоуренс коллег или будет полагаться на собственную повестку и тактику?
«Конклав» отказывается отвечать на заявленные по ходу фильма вопросы, из-за чего держится особняком в ряду схожего материала на католическую тематику, включая «Молодого папу» Паоло Соррентино и «Двух пап» с Энтони Хопкинсом. Бергер и сценарист Питер Строгэн (он заметно исправился после провальных «Снеговика» и «Щегла») позволяют картине стать бесконечно зрительской, ироничной фантазией на тему шаткого человеческого характера. Каждый из элементов этого кино скреплён герметичной атмосферой и блестящим актёрским ансамблем: от сомневающегося Файнса, постепенно теряющего рассудок, до интригана Туччи и обманчиво малозаметной Изабеллы Росселлини в роли монахини-сестры Агнес — единственной женщины на конклаве, которая осмеливается возразить и осудить заплутавших святых отцов. Эффектно дополняют «Конклав» операторская работа Стефана Фонтена («Джеки») и моментально врезающийся в память саундтрек оскароносца Фолькера Бертельмана (сочинял для Бергера музыку в «Западном фронте»). Должного возмущения со стороны благочестивых католиков удостоится финальный твист ленты — оглушительный, сигнализирующий о надежде на новое будущее, куда возьмут далеко не всех кардиналов.
В соцсетях «Конклав» уже шутливо нарекли новыми «Дрянными девчонками» и разобрали на цитаты. Пока в соседних залах ремейки чередуются с комиксами, фильм занимает пустующую нишу псевдоинтеллектуального кино с атмосферой 2000-х. На руках будущая классика, чётко резонирующая и уважающая своих зрителей, — редкое, практически исчезнувшее с экранов сочетание.