Фильм о невыносимой мужской уязвимости и невероятной женской жестокости.
Малоизвестная актриса Элизабет Берри (Натали Портман) готовится к важной роли в независимом фильме о скандальном романе ученика и учительницы. Специально для этого она приезжает в Саванну, чтобы лично встретиться с прототипом героини — Грейси Атертон-Ю (Джулианна Мур), которая много лет назад оказалась в центре скандала из-за своей запретной любви. Элизабет также знакомится с тем самым учеником, а ныне молодым супругом Грейси Джо Ю (Чарльз Мелтон) и их детьми. Довольно быстро становится понятно, что брак Грейси и Джо далеко не такой счастливый, каким хочет казаться. Постепенно Элизабет становится одержима своей героиней и ее жизнью.
Американский режиссер Тодд Хейнс известен в первую очередь как автор кэмповых биографических историй («Бархатная золотая жила») и изящных рождественских сказок («Кэрол»), которые парадоксальным образом всегда проходят мимо американских киноакадемиков. Новая работа Хейнса «Май, декабрь» — тот самый случай, когда фортуна наградного сезона едва ли сможет сдержать улыбку. Фильм, премьера которого прошла в рамках Каннского кинофестиваля, был куплен стриминговым проектом Netflix за рекордные 11 миллионов долларов — абсолютно непостижимую сумму для камерного авторского кино, пусть и со звездными лицами в кадре. Тем не менее, несмотря на свою кажущуюся «маленьковость», «Май, декабрь» вмещает в себя все основные элементы режиссерского стиля Хейнса. Картина умудряется быть и метабайопиком, и кэмповой сказкой с невыносимым градусом гротеска — не визуального, а метафорического.
«Май, декабрь» довольно сложно приписать к какому-либо жанру: можно найти и чувственный триллер в лучших традициях Эдриана Лайна, и педантичную социальную драму о тяжелых эмоциональных последствиях груминга, нет места разве что романтике — но и фильм как будто не совсем о любви. С каждым новым актом Хейнс с ловкостью фокусника вытаскивает из рукава очередную карту, масть которой переворачивает происходящее на экране на 180 градусов — с главных героев то и дело слетают маски праведности, а старательно выстроенный фасад семейного благополучия сыплется под натиском безжалостной реальности. Парадоксальным образом самой плохой актрисой в фильме продолжает оставаться исключительно Элизабет. Далекая от актерского ремесла Грейси с мастерством Мэрил Стрип отыгрывает свою лучшую роль, изображая непонятую обществом Джульетту, жертву запретной страсти. В то время как неудачливый Ромео в исполнении Джо тонет во всепоглощающем чувстве ответственности за то, что когда-то разрушил ее жизнь. Общее чувство вины скрепляет семейные узы не хуже любви.
Героиня Портман запускает бомбу замедленного действия, эмоциональный фон которой рано или поздно настигает ее саму, — сквозь туман напускной возвышенности проступает образ холодной, едва ли человечной личности. Упорное, практически психопатическое стремление Элизабет добраться до болевой точки неравного брака Атертон-Ю определенно не добавляет ей призовых баллов, а последующее вторжение на территорию супружеского ложа и вовсе превращает в самую большую злодейку истории. Как говорил классик, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. И Джо, и Грейси в этом плане бесспорно трагические персонажи. Элизабет же олицетворяет равнодушное общество, которое раздевает, перемалывает и выплевывает каждого, кто не вписался в заданную моральным компасом стратегию. «Май, декабрь» чем-то напоминает социальные сатиры Оливье Ассаяса, «Зильс-Марию» в частности. И все же тон повествования Хейнса куда более надрывный, а проблемы, разбираемые внутри фильма, ощутимо провокационнее. В рамках фильмографии режиссера байопик об обольстительном(-ой) совратителе(-льнице) — будь то Грейси, Джо или Элизабет — занимает почетное место в тройке лидеров.
Хейнс поднимает достаточно амбивалентную тему груминга без привычной в современных стандартах морализаторской подоплеки, предлагая зрителям стать присяжными в деле о навязывании коллективной вины. В мире, где не существует права на ошибку, «Май, декабрь» выглядит кривым зеркалом непогрешимого большинства, старательно стирающего кровавые пятна с белого пальто. Очевидно, что у картины с таким животрепещущим мотивом и внушительными актерскими перформансами есть все шансы стать главным фаворитом уходящего года.