Историческая драма об учителе, который повлиял на мировоззрение детей во время гражданской войны в Испании.
Историческая драма об учителе, который повлиял на мировоззрение детей во время гражданской войны в Испании.
Ариадна (Лайа Коста) узнает, что ее умирающий дед Карлос (Фелипе Велес) пытался отыскать своего отца. Тот пропал во время гражданской войны в Испании в 1930-х. Девушка решает продолжить поиски и вскоре выясняет, что Карлос был одним из учеников Антони Бенайжеса (Энрик Окер). Действие переносится в прошлое: молодой каталонский преподаватель приезжает в деревню на север страны и постепенно меняет судьбы школьников. Учитель пытается привить детям любовь к творчеству, выступает за прогрессивные реформы и обещает показать им море. Но методы Антони приходятся по душе далеко не всем взрослым. Не за горами роковой день, когда правые силы войдут в деревню и объявят новатора врагом государства.
Учителя в кино бессменно выступают проводниками к сокровищнице знаний, маяками в темные времена, источниками неиссякаемой мудрости. Джек Блэк заражал любовью к музыке («Школа рока»), Робин Уильямс учил ловить момент («Общество мертвых поэтов»), Джулия Робертс помогала не потерять себя («Улыбка Моны Лизы»). Антони Бенайжес, который является не плодом воображения сценаристов, а реальной исторической личностью, встает в один ряд с педагогами, на чьих уроках любой из нас был бы не против оказаться.
Герой Энрика Окера — тот, про кого говорят «учитель от бога». На место скучных уроков, религиозных догм и рукоприкладства приходят гуманизм, прогулки по лесу и творческие задания. Антони пытается заставить детей мыслить шире: совсем скоро ученики начнут самостоятельно печатать книжки на станке и мечтать вместе отправиться на побережье. Пока тучи над Европой сгущаются со стремительной силой, энтузиаст из Каталонии позволяет школьникам то, чего, кажется, не разрешают другие взрослые, — просто побыть детьми.
Патрисия Фонт сняла фильм на основе одноименного романа Франческа Эскрибано, но не стремится показать тонкости педагогического метода реформатора. Зарисовки школьных будней не заполняют весь хронометраж: зритель спешно знакомится с главными лицами класса и быстро удостоверяется в том, что Антони значительно повлияет на неокрепшие умы. Трансформация мировоззрения детей разворачивается вне поля зрения публики — и, пожалуй, это вовсе не минус проекта, а намеренное решение постановщицы. Ведь структурно «Учитель, обещавший море» разделен на две временные линии: помимо событий в 1930-х на экране показаны сцены из 2010 года. Ариадна ищет прадеда, углубляется в историю Испании, приходит на раскопки братских могил, где были обнаружены тела сторонников Республики. Неудивительно, что в 2023 году картина стала хитом испанского проката. Фонт не столько поделилась биографией забытого вдохновителя, сколько рефлексирует о том, как коллективная травма спустя почти столетие продолжает влиять на личные истории отдельных семей.
Антони Бенайжес — классический мученик и романтический герой-идеалист, который стал жертвой режима. Добро не победило, тьма поглотила свет, консерватизм взял вверх над прогрессом. В ходе поисков Ариадна и один из учеников Антони удивляются, как мало сохранилось данных о преподавателе. Но, как известно, человек не забыт, если память о нем жива. Талантливый учитель остался в самодельных книжках учеников, в сбывшихся, возможно, грезах о морском бризе, в воспоминаниях современников. Патрисия Фонт размышляет о памяти и проливает свет на забытую фигуру из темных страниц испанской истории. Многие биографические драмы тем и ценны — возможностью напомнить широкой аудитории о малоизвестных личностях с большой буквы. «Учитель, обещавший море» — не исключение.