Напряженная драма с Берлинале о поиске справедливости в стенах школы.
В немецкой школе пытаются найти вора, который виновен в пропаже денег и школьных принадлежностей. Карла Новак (Леони Бенеш), учительница шестого класса, не согласна с методами коллег: взрослые устраивают ученикам допрос, заставляя выдать подозреваемых. Вскоре Карла решает взять дело в свои руки. Героиня оставляет бумажник в учительской и включает камеру ноутбука, чтобы зафиксировать грабителя. Разоблачение преступника превращает жизнь учительницы в настоящий кошмар.
Если бы пришлось описать фильм Илькера Чатака одним словом, то это было бы «тревожность». Уровень напряжения не снижается до титров, беспокойная музыка не дает ни расслабиться, ни отвлечься от экрана, а игра Леони Бенеш по-настоящему завораживает. Все действие разворачивается в школе: неуютные коридоры лишь усугубляют внутренний дискомфорт героини. Добавьте к этому подходящий цветокор: холодная палитра передает отчужденность молодой учительницы от коллектива и напоминает об отсутствии комфорта для той, против кого настроилось все учреждение.
«Учительская» — целиком и полностью кино Леони Бенеш. Монотонная картина держится на актрисе, которая воплощает на экране человека в постоянном стрессе. Ей не нужно произносить лишние слова: усталость запечатлелась на лице, гнев спрятался в зрачках глаз, отчаяние поместилось в дрожащих губах. Одна из самых запоминающихся сцен иллюстрирует паническую атаку Карлы: пытаясь подавить приступ тревоги, молодая женщина добирается до туалета, вытряхивает содержимое мусорного ведра и использует пакет, чтобы восстановить ровное дыхание.
Картине свойственна недосказанность. И если вы боитесь мельчайших спойлеров, то советуем пропустить данный абзац. Карла уверена, что нашла преступника, но все происходящее после заставляет сомневаться в решении и собственных методах (коллеги то и дело напоминают девушке, что та снимала учительскую втайне от всех). Вина подозреваемой так и не будет установлена, в воздухе непрерывно витает неопределенность. Зритель, как и сама учительница, перестает понимать, что правильно, где правда и как не переступить границы этики. Но Карла остается верна себе: важнее всего защитить детей, даже если те бросают твой ноутбук в реку.
«Учительская» припрятала внутри множество тем: организация безопасной среды в школе, проявление расизма, детский бунт, газлайтинг, поколенческая пропасть. В конце концов режиссер рассказывает историю о том, как девушка после череды обвинений не разочаровывается в профессии, но при этом не выплескивает агрессию на непослушных учеников, а раз за разом пытается построить хрупкий мостик между собой и школьниками. Поддерживать отношения не так просто, когда уязвимые подростки перестают доверять наставникам. «Учительская» не преследует цель отыскать вора, перед нами вовсе не детектив. На экране разворачивается социальная драма о сложных взрослых и не менее сложных детях. Илькер Чатак осторожно исследует связь между этими двумя мирами: там порой царит хаос, но победить способна лишь человеческая доброта.