
Неубедительная и шаблонная лента о человеческом распаде и силе искусства
Легендарная бродвейская актриса Лиллиан Холл (Джессика Лэнг) усиленно репетирует роль Раневской в новой постановке «Вишнёвого сада». Постепенно Холл начинает забывать реплики, чем вызывает обеспокоенность режиссёра (Джесси Уильямс). Врачи диагностируют у Холл одну из форм деменции. Женщина решает утаить факт прогрессирующей болезни от окружающих и своей дочери (Лили Рэйб), постепенно теряя связь с реальностью.
На этой неделе стало известно о болезни Альцгеймера у голливудской актрисы Джины Роулендс («Женщина не в себе»). Ни годы исполнения ролей в театре и в кино, ни сотни заученных монологов не смогли замедлить прогрессирующую потерю памяти, идентичности, функций мозга. Телевизионная драма «Великая Лиллиан Холл», вышедшая на HBO в конце мая (аккурат к закрытию отбора на премию «Эмми»), застаёт свою героиню на начальном этапе деменции. Повествуя о безграничной любви и скорой разлуке с искусством всей жизни, лента вбирает в себя большое количество сценарных стереотипов, которые не могут перекрыть даже старания главной звезды фильма Джессики Лэнг («Тутси», «Американская история ужасов»).
Лиллиан Холл не была хорошей матерью. Всю жизнь артистка возделывала собственное эго, получала максимум признания от восторженных театралов, принимала овации и премии. Её следующая громкая премьера — новая версия «Вишнёвого сада» Чехова, которого в Америке почитают с не меньшим рвением, чем на родине. Реплики Холл репетирует каждую минуту, практикуясь на консьержах, прохожих, работниках сцены. Театр — её воздух, который постепенно перестает поступать в легкие пожилой актрисы: забываются монологи, трясутся непроизвольно руки, в голове туман. На приёме у доктора Лиллиан попросят сделать тест — сложить лист бумаги в несколько слоев. С тестом она не справится, чем поставит под угрозу спектакль и собственные амбиции.
После постановки диагноза Лиллиан непременно захочет воссоединиться с дочерью Маргарет (прознительная Рэйб), попросить прощения за все грехи, пока не поздно, и довести «Вишнёвый сад» до «цветения». Любая драма о деменции априори вызовет у аудитории массу эмоций, где главная — сопереживание, ведь потеря себя остаётся одним из главных страхов человечества. «Великая Лиллиан Холл», в отличие от своей героини, снята крайне поверхностно, спешно и невыразительно. Как признание в любви искусству фильм немногословен, наполнен обезличенным пафосом в традициях мыльной оперы. Режиссёр Майкл Кристофер («Соблазн», «Джиа») остаётся в кассетных 90-х, добавляет раздражающе громкий саундтрек в качестве напоминания о центральной трагедии, преподносит свою героиню схематично и с отсутствием интереса.
Изначально картина предназначалась для широкого проката, а главную роль могла исполнить Мэрил Стрип. Заменившая её Лэнг привычно блистает: каждый тремор, проблеск в глазах, неотвратимость деменции разыграны с точностью и тем самым величием. Отдельного внимания заслуживают коллеги Лэнг по «Американской истории ужасов»: дочка Рэйб и Кэти Бэйтс в роли ассистентки Эдит, помогающей Лиллиан довести начатое дело до конца, избежав отмены спектакля. Несколько раз в кадре беспричинно появляется Пирс Броснан — его герой, сосед Лиллиан, сыплет прописными истинами и призывает не сдаваться. «Театр — это вечность в одном мгновении», — цитирует Холл одного из классиков. Как жаль, что её неофициальный «байопик» лишён любого колорита и моментально забывается, несмотря на все попытки врачей-кинематографистов.