Вольная фантазия на тему жизни и творчества американского писателя и поэта.
1830 год. Пять кадетов военного училища Вест-Пойнт во время путешествия натыкаются на распятого бедолагу с выпотрошенными внутренностями. Умирая, мужчина произносит всего одно слово: «Ворон». Для юного Эдгара По предать тело земле становится делом чести, поэтому он настаивает на том, чтобы доставить труп в ближайшее поселение. Так друзья попадают в забытую богом Воронью лощину. Мрачные жители деревни не отличаются гостеприимством, а местный конюх Ашер прямым текстом советует кадетам уезжать как можно скорее. Вместо того чтобы поверить в жуткую легенду о злом духе и спасаться от неминуемой смерти, парни решают остановиться в гостинице. Наутро один из них пропадает, но даже его исчезновение не мотивирует остальных покинуть проклятую землю.
«Воронья лощина» выглядит как сырой детективный триллер, который неумело прикидывается мистическим хоррором. Все пугающие моменты были показаны в трейлере, а в итоговой версии самым страшным оказался дурацкий сценарий. Кристофер Хаттон решил пофантазировать на тему одного из покрытых тайной эпизодов жизни великого писателя, но что-то пошло не так. Одно можно сказать наверняка: проблема точно не в актерах. Эдгара Аллана По сыграл Уильям Моусли — Питер из «Хроник Нарнии», а в роли хозяйки местной гостиницы предстала Кейт Дики — Лиза Аррен из «Игры престолов». Первый всю дорогу показательно старается, вторая мрачно стоит в кадре и одним своим видом делает для фильма больше, чем вся съемочная группа.
Необдуманные и откровенно бессмысленные решения героев — основная движущая сила этой готической буффонады. Другая важная составляющая — нелепые диалоги, в ходе которых участники словно не слышат, что им говорит собеседник. В итоге все скатывается в неприкрытое пустословие — как будто авторы использовали текст исключительно для того, чтобы заткнуть сюжетные дыры. Реплики вроде «тут убийца, поэтому я пойду гулять один» в порядке вещей. Апогеем абсурда становится сцена, в которой местный могильщик с топором кидается на главного героя возле свинарника. После недолгой драки зачинщик с воплем заявляет: «Они едят моего отца!» — а оппонент с невозмутимым спокойствием на лице советует ему сделать все, что потребуется. И нелепый переброс фразами еще не самое страшное. Главная загвоздка заключается в самой ситуации: свиньи едят старика. Возможно, такая сцена имела место быть в «Большом куше», но в «Вороньей лощине» свиньи вообще никак не фигурировали ни до, ни после злосчастного эпизода. Сцена просто выбивается из общего повествования, как пример с фильмом Гая Ричи в этом тексте.
Смотреть кино сложно и с визуальной точки зрения. Моментами приходится старательно вглядываться в темноту — некоторые сцены, намеренно или нет, сделаны по принципу «чем меньше видно, тем лучше», хотя по сюжету затемнение картинки ничем не обусловлено. Как результат тени занимают большую часть кадра даже в тех сценах, в которых пугать зрителя попросту нечем. Дальше — больше. Примерно к середине повествования оператор решает продемонстрировать интересные фишечки и приемы, но размытые фоны, блюринг лиц с нарастанием четкости, ручная камера и слишком медленные наезды выглядят не к месту и выбиваются из общего видеоряда. Неестественно выкрученный баланс белого тоже вызывает какое-то внутреннее отторжение, хотя обычно в хоррорах холодно-серая палитра работает на жанр. Не попали в общее настроение и скримеры — они здесь есть, но расставлены в тех местах, где внезапно пугать нет смысла.
Единственное, чем «Воронья лощина» может зацепить, — центральным персонажем. В биографии знаменитого писателя Эдгара Аллана По многое так и осталось тайной. Одна из загадок — исключение из военной академии, вторая — обстоятельства смерти. Режиссер и сценарист Кристофер Хаттон решил объединить истории и выкатил свою мистическую версию возможных событий. Первооткрывателем он, конечно, не стал — фильмы об американском авторе снимались и до него. Во многом провальный «Ворон» Джеймса МакТига с Джоном Кьюсаком в роли По рассказывал о последних днях жизни героя, когда тот уже успел исписаться и спиться. В версии Хаттона писатель еще не пишет, но, судя по всему, активно собирает материал для будущих шедевров. Знакомство с жителями Вороньей лощины вдохновит По на стихотворение «Ворон» и ряд рассказов вроде «Падение дома Ашеров» и «Сердце-обличитель». Впрочем, находить отсылки к литературным произведениям в фильме — скорее приятный (и единственный) бонус. Понять, что происходит на экране, можно, даже не разбираясь в творчестве автора. Вопрос только в том, стоит ли тратить на это кино время или лучше пересмотреть близкий по форме и содержанию фильм Тима Бертона «Сонная лощина» с Джонни Деппом в главной роли. Ответ, кажется, очевиден.