Не всегда убедительная драма о помешанности, в которой Мэгги Джилленхол сыграла свою лучшую роль
Лиза (Мэгги Джилленхол) – воспитательница детского сада с двадцатилетним стажем. Легкость общения с маленькими детьми на работе чередуется с домашними ссорами и скандалами, когда дело доходит до разговоров с собственными отпрысками. Желание развеяться заносит Лизу на курсы поэзии, но там ее опусы никто не ценит. Однажды она слышит, как ее пятилетний ученик вслух сочиняет небольшое стихотворение. Лиза признает в нем гения и решает пожертвовать всем, чтобы сохранить его редкий талант.
Создание ремейка всегда вызывает дуализм действий: с одной стороны, можно взять ядро идеи и элементы, которые работают, чтобы создать улучшенную версию, а с другой – практически покадрово переснять оригинальную историю, потому что, увы, своих идей нет. Сара Коланджело, хоть и пошла по второму пути (это ремейк одноименной израильской драмы 2014 года), смогла добавить своей версии два огромных достоинства – потрясающую Мэгги Джиленхолл в роли одержимой воспитательницы и лаконичную, но грустную концовку.
8 лет назад кореец Ли Чхан-дон показал, что поэзию можно найти не только в красоте, но и в страдании. Коланджело частично развивает эту мысль, ставя между поэзией и тем самым страданием знак равенства. Правда, пресловутую поэзию можно заменить любым другим доступным, но элитарным искусством – рисованием или игрой на музыкальном инструменте, но никак не лепкой из пластилина. Это нужно как минимум для того, чтобы параллельно основной идее пустить еще одну тему: место интеллектуализма в современном мире. Героиня, видя дома деградирующих детей или общаясь с отцом пятилетнего гения, который надеется, что сын не вырастет чересчур умным, потому что это испортит его жизнь, сильнее убеждается в желании спасти вундеркинда. Она думает, что в современном обществе начался культ материальной культуры, поэтому если гения слова и заметят, то почти сразу же уничтожат. Казалось бы, банальная мысль, но как же точно она бьет по нерву последними минутами фильма.
Практически неподъемную ношу спасения посредственного ремейка на свои плечи перекладывает Мэгги Джилленхол – одна из самых талантливых и недооцененных актрис нашего поколения. Лиза в ее исполнении – это такой character study, собственно, одержимого человека. Актриса умело показывает, насколько талант мальчика влияет на ее жизнь, через целый спектр эмоций: от простого интереса и радости новым стихотворениям до внезапных слез и ярости. И все же главное чувство, которое рождается на экране благодаря ее актерской работе, – это неудобство. Желание Лизы войти в жизнь мальчика и взять его под свой контроль вызывает странный поток беспокойства и тревоги, в котором к концу фильма зритель должен утонуть. И это заслуга Джилленхол, а никак не рыхлого сценария, главного минуса картины. В нем сомнение вызывает практически все: от динамики отношений между героями и форсированности развития сюжета до ссор с тупеющими детьми (вопрос о наличии у пятилетнего ребенка мобильного телефона оставим экспертам). Философские рассуждения об эволюции современной культуры – это, конечно, хорошо, но убедительные бытовые ссоры с глупыми детьми тоже кто-то должен придумывать.