Полуторачасовые эмоциональные качели в компании главного актерского дуэта года.
2024-й — поистине год легендарных промокампаний. Летом американская студия Neon завлекала зрителей мрачными тизерами и головоломками в преддверии выхода «Собирателя душ» Оза Перкинса. Осенью производственная компания «Времени жить» StudioCanal начала яростную атаку роликами с участием двух голливудских любимчиков — Флоренс Пью и Эндрю Гарфилда, в которых актеры томно флиртовали, вспоминали забавные моменты со съемок и клятвенно обещали зрителям потоки слез на тридцатой минуте фильма. Отдельную роль в продвижении «Времени жить» сыграл «безумный желтый конь», что в целом скорее заслуга Интернета, чем самих создателей. В общем, ожидания вокруг ромкома, который с самого начала пиарили как безумно грустную и трагичную историю любви, были максимально завышены. Однако на деле, как и в случае с «Собирателем душ», «Время жить» обманывает зрительские ожидания (что не всегда плохо, а для кого-то даже хорошо).
Главный герой фильма — представитель компании Weetabix Тобиас Дюран (Эндрю Гарфилд) — случайно попадает под машину Алмут Брюль (Флоренс Пью), бывшей фигуристки и амбициозного шеф-повара баварской кухни. Проведя совместно пару часов в больнице, двое сакраментально сближаются и решают встретиться еще раз. Страстные свидания перетекают в реальные отношения, с которыми, как это часто бывает, приходят проблемы и недопонимание. Алмут не планирует иметь детей, а Тобиас мечтает об отцовстве. Алмут хочет построить карьеру в сфере высокой кухни, а Тобиас стремится привязать ее к семье. Все теряет смысл, когда у Алмут диагностируют рак яичников. Все обретает смысл, когда пара ждет первого ребенка. В конце концов онкология возвращается с новой силой, и Алмут начинает бороться за свое право жить.
Среди всех фильмов, затрагивающих тему онкологии, «Время жить», пожалуй, выделяется только за счет нелинейной структуры повествования. Снятый в хаотичной последовательности фильм представляет собой поток трогательных воспоминаний о жизни двух любящих людей, находящихся на разных этапах отношений. Признанный мастер душещипательных историй Джон Краули («Бруклин», «Щегол») не особо церемонится со зрителями, выкручивая градус драмы уже в первой сцене.
На протяжении всего действия эмоциональная амплитуда «Времени жить» мечется от печали до радости и обратно, не давая персонажам времени на собственно жизнь — в ее примитивном, бытовом, общечеловеческом смысле. В результате фильм воспринимается слишком иллюстративно, как набор сентиментальных скетчей без четкого связующего звена, нерва, который бы соединял друг с другом разрозненные кусочки воспоминаний. Краули делает упор на чувственную сторону отношений героев, стремясь передать через экран ощущение скоротечности счастья, взаимной романтической любви, самого человеческого существования, но делает это настолько тривиально, что вся искренность теряется.
«Время жить» — один из тех случаев, когда амбициозный творческий замысел оказался в заложниках примитивной реализации. Вопреки синопсису, фильм мало говорит о проблемах отношений в принципе и не превращается в мотивационную оду о лечебной силе любви, напротив — «Время жить» склоняется перед страшным диагнозом, ища спасения в эскапизме. Драма не выдерживает сравнения с такими фильмами, как «Виноваты звезды» Джоша Буна и «Я, Эрл и умирающая девушка» Альфонсо Гомеса-Рехона. Джон Краули, как режиссер с ярко выраженным поэтическим стилем, вероятно, не мог снять что-то более приземленное.
Впрочем, не так уж часто современное кино предоставляет нам возможность увидеть двух таких красивых и харизматичных людей в одном кадре. Эндрю Гарфилд и Флоренс Пью, ради которых, собственно, и затевалась вся эта вакханалия, тащат бремя однобоких, психологически незрелых персонажей с достоинством маститых голливудских актеров, способных вдохнуть жизнь даже в тумбочку. С их подачи в сюжете появляется и динамика, и та самая сердобольная «магия», которая в свое время прославила жанр ромкома. Проблема в том, что без участия Гарфилда и Пью вся художественная ценность «Времени жить» стремится к нулю, что в связи с грандиозной промокампанией фильма удручает больше обычного.